Годные текстовые боты и где они обитают
Бизнес и эффективность
Продвижение
SEO
17 мая 2017

На размышления о том, что может сделать боты более успешными, наталкивают итоги минувшей конференции F8, на которой Facebook представил новые фичи своего Messenger в попытке вновь подогреть интерес к теме. Если обратить внимание на топ-5 раздела «Боты» на ресурсе Product Hunt, четыре из пяти продуктов будут представлены платформами для создания ботов. Однако хайп вокруг ботов, появившийся после презентации «ботостроительного» API, устроенной Facebook в 2016-м, до сих пор ни во что существенное не материализовался.

Этому есть несколько причин.
Во-первых, представление о том, что NLU, то есть
распознавание ботом «естественного», разговорного языка в голосовых или
текстовых интерфейсах — это «светлое будущее» всех визуальных
интерфейсов, мягко говоря, ошибочно. Вспомните, насколько часто вам
приходится решать такие комплексные задачи, как, например, поиск самого
дешёвого авиаперелёта на ближайшие три месяца, и каким типом
пользовательского интерфейса лично для вас удобнее при этом
пользоваться. «Пропускная способность» различных способов получения и
донесения информации (вы можете печатать, читать или воспринимать её на
слух) явно неодинакова.
Во-вторых, владельцы подобных платформ — будь то
Facebook с их Messenger или Amazon c Alexa - намеренно или нет, но
позиционировали разработчикам ботов в качестве превосходного «движка» с
искусственным интеллектом. Именно вследствие такого позиционирования у
девелоперов и пользователей сложились ожидания, согласно которым боты
представлялись им высокообразованными собеседниками-агентами, способными
на сложные суждения и ответы. Вскоре стало очевидно, что того уровня
NLU, который присущ человеку, общающемуся в чате, крайне сложно добиться
на программном уровне, даже несмотря на все Wit.ai или Api.ai —
инструменты, доступные разработчикам. Во многих случаях, когда бот
кажется вполне естественным и удобным способом решения комплексной
задачи, результат назвать практичным не получается. Приложение, за
взаимодействие с которым в рамках мессенджера отвечает бот, находится в
паре кликов, за пределами текущего диалога — и зачастую гораздо разумнее
будет перейти туда, чтобы быстрее принять верное решение или получить
более полный ответ.

Бесспорно, боты могут весьма грамотно работать в различных кейсах,
однако разработка по-настоящему достойного бота — задача крайне сложная.
Любой, кто пробовал создать бота с элементами NLU, подтвердит, что даже
базовые опции диалога требуют обработки огромного количества возможных
сценариев. И даже при этом большой пласт естественного поведения юзера
останется за гранью понимания логики бота. В этом и кроется
основополагающее отличие бота от приложения — разработчикам последнего
не приходится продумывать и предусматривать все потенциальные вариации
пользовательских действий.
Вдобавок, функционал даже у самых годных ботов будет, вероятнее всего,
существенно ограничен — львиная доля опций и возможностей сохранится за
традиционными и привычными приложениями. Именно поэтому самые популярные
и удачные боты, к примеру, тот же Epytome Stylist для Messenger,
полностью прозрачны в плане функциональности бота как такового. Это
позволяет ему сочетать NLU с более привычными визуальными интерфейсами.
Несмотря на все рассмотренные выше ограничения и не особо впечатляющий
старт, боты как новая платформа пользовательских интерфейсов несёт в
себе превосходный потенциал. Главное — направить энергию разработчиков в нужное русло. Вот два перспективных направления.

Первое из них стоило бы назвать клиентоориентированным.
Подобные боты должны быть «заточены» под автоматическое выполнение
относительно простых задач. Суть полезности таких ботов — наглядное
воплощение тезиса «save me clicks», то есть избавление юзера от лишних
кликов и переключений между вкладками или приложениями. Представьте, что
вы ищете наиболее быстрый или самый дешёвый способ перемещения из точки
А в точку В.
Для того, чтобы выбрать один из нескольких вариантов, вы вынуждены
учитывать разные маршруты, пробки и приблизительное время в пути по
версии Google Maps, Waze или Moovit. Затем вам придётся перейти в
приложения Uber и Lyft, сравнить цены и тарифы, а ещё проверить прогноз
погоды... Самое удручающее в этой истории — то, что подобную процедуру
вам предстоит проделывать каждый раз. С другой стороны, достаточно будет
«скормить» желаемую локацию боту, знакомому с вышеописанными опциями, —
и он мгновенно выдаст топ-3 вариантов, сформированный по принципу
наибольшей выгоды в денежном эквиваленте или в сэкономленном времени.
Без вопросов, без уточнений: раз — и готово. Ярким примером подобного
бота может служить первый бот KLM, созданный при участии команд
разработчиков KLM и Messenger.
Вторая категория стоит на страже интересов бизнеса.
Здесь всё подчинено автоматизации повторяющихся и относительно простых
взаимодействий и диалогов между потенциальными покупателями и
продавцами. Речь идёт о заказе, оплате и получении ответов на так
называемые FAQ — часто задаваемые вопросы. Во многих случаях подобные
боты просто открывают веб-страницы внутри диалоговой оболочки. Так,
например, в Messenger делает OpenTable.
Такого рода программы гораздо ближе к классическим браузерным
расширениям, нежели к ботам в их нынешнем понимании: это уже не
виртуальный собеседник, а способ «бесшовного» и органичного добавления
традиционного пользовательского интерфейса внутрь диалогового окна. Да,
порой приглашение «третьего лишнего» в чат может показаться неуместным,
однако если речь идёт о выработке коллективного решения (расшарить для
участников беседы музыкальную композицию или заказать машину, чтобы
увезти всех собравшихся), это станет вполне естественным и разумным
ходом.

Подобные расширения смогут по-настоящему избавить пользователя от лишних
кликов и стать неотъемлемой частью многих бесед и диалогов. Благодаря
именно таким ботам Facebook Messenger имеет шанс эволюционировать в
более мощную экосистему, сопоставимую с WeChat. Главная трудность этого
пути остаётся прежней — создание бесшовного механизма нахождения
релевантных ботов. Станет ли «магазин ботов» Facebook панацеей — покажет
время. Было бы любопытно увидеть метаморфозу такого порядка, при
котором банальная всплывающая вкладка превратилась бы в органично
встроенный в структуру чата поисковый движок, напоминающий механизм
«упоминаний» в мессенжерах.
0
0
0
Услуги
Читайте также

Доступно каждому, пользуются единицы: 7 инструментов интернет-маркетинга для суперконверсий
Рассказываем про 7 доступных инструменов интернет-маркетинга, которые можно внедрить уже завтра. Эти фишки помогают достигать целей бизнеса через ВКонтакте, Facebook, Instagram и контекстную рекламу.

Тексты на сайте: для кого они пишутся?
Для кого пишутся тексты на сайте? Как правильно писать продающие seo-тексты?