beta
Москва
Кемерово

Интерфейсы промышленных устройств: как делать дизайн для продуктов, у которых нет аналогов

сложность:  

О принципах разработки интерфейсов для промышленных IoT-устройств, которые приведут продукт к коммерческому успеху и востребованности у пользователей.

В интерфейсах устройств не всегда работают решения, привычные для веба и мобайла. А если это промышленное устройство, то еще и высока цена пользовательской ошибки.

Что такое IoT-устройства

Есть привычные устройства с выходом в интернет вроде компьютеров, планшетов, смартфонов, и есть те, что еще не вошли прочно в нашу жизнь. На бытовом уровне это умные розетки, чайники, холодильники, роботы-пылесосы и прочие приборы из экосистемы умного дома. Все они объединены общим термином Internet of Things.

А есть еще особый пласт — промышленные устройства. И в их случае интерфейс и точность его работы особенно важна. Потому что от его удобства и понятности для профессионалов зависит, будет ли работа пользователей эффективна. И как следствие зависит успех этого продукта для производителей.

Что важно учитывать при разработке дизайна интерфейса для промышленного IoT:

  1. Это графическая оболочка, а не просто интерфейс приложения
  2. Привычные паттерны не всегда работают
  3. Характеристики электроники влияют на результат
  4. Не все, что кажется мелочью дизайнеру, действительно мелочь
  5. Сначала проектируем основное устройство
  6. Тестирование на каждом этапе

Каждый из этих принципов раскроем в статье на примере разработки UX интерфейса для медицинской смарт-лаборатории.

Про IoT-продукт для смарт-лаборатории

Год назад digital-агентство «Атвинта» начали сотрудничество с американским стартапом, который поставляет оборудование и программное обеспечение на предприятия здравоохранения и в биотехнологические лаборатории США.

В основе стартапа лежит идея smart-equipment: лаборатории будущего, которая собирает информацию с различных устройств, накапливает и хранит на защищенном облачном сервере, позволяет удаленно управлять экспериментами с помощью веб-сервиса или приложения в смартфоне.

Они обратились к нам за разработкой интерфейса и софта для их флагманского продукта — микробиологического инкубатора для экспериментов на микробиологических культурах.

Это металлическая камера и несколько модулей с датчиками. Датчики меняют и замеряют температуру, влажность и газовый состав в камере. Информация с датчиков выводится на сенсорный экран прибора, через интернет передается в мобильное приложение или защищенный веб-портал.

Мы уже рассказывали подробно о разработке софта для него. Читайте полный кейс  в портфолио

В видео — как работает прибор. 

Когда приступали к работе, мы изучили аналоги и собрали информацию о реальных потребностях пользователей — сотрудниках медлабораторий. Обнаружили, что производители не заботятся о том, как выглядит интерфейс их устройств. В то время как пользователи озвучивают потребность в графическом интерфейсе, с помощью которого удобно следить за ходом эксперимента и управлять им.

Вместе с нашим клиентом решили сделать продукт, который поможет сотрудникам медлабораторий в их работе. В процессе опирались на принципы, которые обозначили в начале статьи.

Вот так устройство выглядит в жизни.

Принцип 1. Графическая оболочка, а не интерфейс

Разрабатывая дизайн для нового продукта, вы по сути проектируете дизайн операционной системы.

Если вы проектируете сайт или мобильное приложение, вы уже находитесь в некой дизайн-экосистеме с рабочим столом, экраном блокировки, панелью уведомлений, строкой состояния, клавиатурой и т.д. В новом продукте все это нужно разработать.

Проектирование на уровень выше

На первой итерации проектирования интерфейса мы начали с главного рабочего экрана. В процессе осознали, что тогда в интерфейсе появятся тупиковые экраны, на которые пользователь может зайти, а выйти — не сможет.

Избежать этого помог сториборд со всеми экранами, точками входа, выхода и принятия решений. В нем мы добавили стартовый экран на уровень выше главного. Это помогло объединить все рабочие экраны и избежать тупиковых сценариев.

Стартовый экран — это аналог рабочего стола в привычных операционных системах. С него можно перейти в любой раздел и на него же можно выйти из любого окна приложения.

Сториборд помог разобраться, какие экраны реально нужны, а от каких можно безболезненно отказаться. А заодно с его помощью упорядочили ход проекта:

  1. Систематизировали работу всех дизайнеров на проекте. Благодаря схеме всем было понятно, как взаимодействую между собой экраны, какие экраны нужны, с какого экрана и куда можно перейти. Это позволило избежать лишней работы или тупиковых экранов на этапе дизайна.
  2. Выстроили работу с заказчиком. После утверждения схемы владельцу стартапа стало понятно, что описанных экранов достаточно, чтобы реализовать все нужные пользователям инструменты. До этого на каждом созвоне заказчик предлагал новые идеи по функциональности, и мы никак не могли зафиксировать объем работы и сроки. Теперь же смогли выстроить четкий план проекта: сроки больше не разъезжались из-за новых пожеланий со стороны клиента. Все новые идеи складировали в бэклог.

Стандартные элементы: устройство работает или нет

При UI/UX-дизайне для привычных устройств, дизайнеры не задумываются, как пользователь поймет, работает устройство или нет. Все уведомления и сообщения предусмотрены по умолчанию в самом устройстве. В случае с новыми IoT-девайсами нет никакой стандартной оболочки, кроме разрабатываемого интерфейса.

Как понять, работает ли устройство, а если прибор сломался — в чем именно проблема? На привычных устройствах все сообщения выводятся на панели уведомлений. Аналогичный элемент нужен и для IoT-устройств.

В интерфейс микробиологического инкубатора мы добавили сверху статус-строку. В ней выводится время, имя пользователя, название и статус биологической опасности эксперимента, сообщения об ошибках.

Сообщения об ошибках сделали двух типов:

  1. «Critical error» — ошибки, с которыми устройство не может работать. Например, что вышел из строя один из модулей, и эксперимент продолжить невозможно.
  2. «Warning» — уведомления о неисправностях, которые не влияют на текущий эксперимент. Например, что один из датчиков не откалиброван.

Теперь всегда понятно, что происходит с электроникой и на что обратить внимание, если возникла проблема.

Принцип 2. Привычные паттерны не работают

В IoT-устройствах из-за специфики железа, ориентации или размеров экрана могут быть неприменимы классические дизайн-решения. Причем как визуальные, так и поведенческие.

Экран может быть неотзывчивым к слабым прикосновениям, и тогда на нем невозможно реализовать свайп-взаимодействия. Или, как в нашем случае, экран утоплен в устройство и рамка мешает касаться небольших элементов по краям. А значит, в этой зоне нельзя размещать кнопки и нужно придумывать альтернативные поведенческие решения.

Визуальные решения могут не срабатывать из-за специфики аудитории или опять же ограничений самого устройства.

Так, у нас была задача на главном экране информативно показать, как меняются показатели среды в камере в течение эксперимента. Классическое визуальное решение — разместить подробный график. Но у нас диагональ экрана — 7 дюймов. Это всего на дюйм больше экрана iPhone 11. На небольшом экране детализированный график будет плохо считываться.

Теперь специалист с одного взгляда считывает, график какого показателя он просматривает, и что с этим показателем сейчас происходит.

Еще одна задача — показать ход эксперимента в целом, сразу со всеми графиками на одном экране.

Что и с каким модулем происходит, все также легко различить по цветам графиков. Но вот проблема: у каждого модуля свои единицы измерения и шкалы. Визуально эту задачу мы решили через размещение нескольких разных шкал справа. Каждая маркирована цветом модуля, текущее значение параметра отмечено ползунком соответствующего цвета.

Принцип 3. Характеристики электроники влияют на результат

В IoT-устройствах могут быть не самые топовые графические карты и экраны, а основная оперативная память расходуется на вычислительные процессы. В плане дизайна и спецэффектов тут не разгуляешься. Поэтому важно учитывать ограничения по железу, рассчитывать на возможности разработчиков и консультироваться с ними о возможностях реализации графических задумок.

Например, мы хотели сделать анимированный паттерн на стартовом экране, который бы показывал, что устройство готово к работе, но его не получилось реализовать, так как не хватало мощности.

Дизайн может снизить или увеличить нагрузку на софт

Вот пример, когда дизайнерское решение помогло избежать перегрузки процессора.

На главном рабочем экране с графиками пользователь может вручную изменить параметры модуля с помощью кнопок «минус» и «плюс». На изображении ниже пользователю нужно понизить влажность в камере.

Когда он вручную изменит значение параметра, реальная влажность воздуха в камере не поменяется моментально, на это нужно время. Поскольку система не только отдает команду подсоединенным модулям, но и в реал-тайме передает данные на сервер и на мобильные устройства, каждое нажатие инициирует процесс отправки. Если пользователь нажимает несколько раз подряд, не дожидаясь реального изменения, это существенно тормозит интерфейс и нагружает протокол передачи данных.

Нужно было давать пользователю понять, что идет процесс изменения и система занята, причем не нагружая интерфейс уведомлениями и надписями.

Придумали такое решение: рядом с кнопкой пишем новое значение, а время, нужное для изменений, показано через заполнение прогресс-бара вокруг кнопки. Человек, видит, что значение еще не применилось и ждет, прежде чем совершить следующее действие. В результате существенно уменьшилась нагрузка на программную часть.

Еще один нюанс про железо из серии «Тестировали да не вытестировали»

Если присмотреться к скриншоту ниже, видно, что интерфейс сплюснут по вертикали. Так выглядел интерфейс первых готовых устройств. Когда нам прислали скрин, мы сначала подумали, что где-то напутали и сделали интерфейс не в том разрешении.

Стали разбираться и выяснили, что расстояние между пикселями в экранах этой партии чуть больше по ширине, чем по высоте. Такого тоже можно избежать, если знать протестировать на образце, который идет в производство. Например, сразу разработали бы макеты с учетом специфики экрана. К счастью, последующие партии продукта были с нормальными мониторами и интерфейс не пришлось переделывать.

Принцип 4. Мелочей нет

Задача была перед новыми IoT-продуктами и стартапами всегда глобальная: создать продукт, который выделяется не только функциональностью, но и удобством для пользователей. А значит особенно важно погружение в целевую аудиторию и тестирование на каждом этапе на тех, кто будет пользоваться продуктом.

Это может решить какую-то проблему людей, либо наоборот создать им сложности, если опираться только на собственное понимание, что важно, а что — нет.

Погружение в аудиторию

Как писали выше все служебные элементы мы разрабатывали с нуля, клавиатура — не исключение. За основу взяли самую распространенную в Америке клавиатуру для iPad.

Можно было бы просто спроектировать точно такую же клавиатуру и на этом остановиться. Но мы решили копнуть глубже и задали вопрос заказчику: какие символы наиболее важны пользователям в раскладке. Оказалось, что им нужны символы градуса и процентов. Эти символы вынесли на первую панель символьной раскладки, а ненужные просто убрали.

Тестирование на каждом этапе

Тестирование проводили на каждом этапе: после UX-проектирования интерфейса, после дизайна основных экранов, после каждой итерации программирования.

На этапе проектирования с тестами нам помогал клиент. Мы отправляли интерактивный прототип для UX-тестирования заказчику. А заказчик встречался с сотрудниками лабораторий в США, демонстрировал перелинкованные интерфейсы будущим пользователям и давал простые задания: запустить эксперимент без предварительных инструкций или считать показания датчиков по экранам.

Все эти UX-тесты с пользователями клиент записывал на видео и передавал нам, а мы по фидбеку улучшали дизайн.

Для тестирования на последующих этапах разработчики сделали демо-стенд на Raspberry Pi с экраном и эмулятором модулей.

Принцип 5. Сначала основное устройство

IoT-устройства предполагают не только автономную работу, но и удаленную синхронизацию, управление и обмен данными с другими устройствами. Такая экосистема создает конкурентное преимущество и вовлекает пользователя в покупку других продуктов этого производителя или подписку на дополнительные услуги. Ведь человек уже чувствует себя привычно в этом интерфейсе, не зависимо от того, каким устройством он пользуется.

Для смарт-лаборатории кроме интерфейса для самого инкубатора, разрабатывали мобильное приложение и веб-сервиса. И сначала сосредоточились на основном устройстве, потому что интерфейс инкубатора самый сложный и нестандартный с точки зрения процесса работы над ним.

На веб-платформу интерфейс перенесли почти без изменений: размеры и горизонтальное расположение экрана позволяют реализовать все те же паттерны. Из нового — в веб-сервисе добавили раскрытое меню справа и раздел со статистикой по экспериментам в табличном формате.

А вот с разработкой дизайна для мобильного приложения пришлось повозиться: вертикальный экран добавил ограничений. На главном рабочем экране пришлось перенести блок с плашками для переключения модулей слева на верх. Так мы и сохранили преемственность, и реализовали более привычный для мобильных пользователей паттерн с вкладками сверху.

Детальнее рассмотреть сводные графики возможно в портретном режиме. О возможности перехода в портретный режим разместили подсказку в верхнем правом углу.

По отзывам с интервью-тестирования юзабилити сотрудники лабораторий оценили возможность работать в одном и том же интерфейсе на разных устройствах. Преемственность дизайна исключила необходимость осваивать программу заново из-за того, что она по-другому выглядит или работает.

Итого

Хорошо спроектированный интерфейс — это часть успеха продукта.

В случае кейса из статьи заказчики презентовали первые образцы оборудования, получили предзаказы от медицинских лабораторий до фактического старта производства и 15 млн. долларов инвестиций на развитие проекта в раунде А.

Чем дальше продукт от привычных вещей по своим свойствам и функциям, тем кропотливее надо разбираться и обращать внимание на каждую мелочь: какие ожидания у пользователей, как работает электроника, как эти задачи решены у конкурентов.

Главные правила такие:

  1. Правильно понимать структуру, чтобы не создать тупиковых экранов и не пропустить первый навигационный экран. Ведь у вас нет операционной системы, которая поможет пользователю, если он заблудился.
  2. Знать целевую аудиторию: кто и как будет пользоваться
  3. Тестировать с реальными пользователями и реальными образцами устройствами
  4. Помнить про ошибки. На разработке для новых продуктов не получится обойтись совсем без ошибок. Зато можно помнить о них и много тестировать.
  5. И да, еще раз тестировать. Протестировать не забудьте.
Оцените пост:
0
Не очень
Комментарии:0
×