Наш проджект-менеджер Марина Донцова поделилась рекомендациям, как управлять разработкой сложных веб-продуктов, чтобы не было мучительно больно команде и заказчику. Эти советы кажутся очевидными, однако до сих пор не все учитывают их в работе над проектами.
Понять заказчика
Заказчик не всегда знает нашу терминологию и объясняет пожелания к продукту на привычном ему языке. Это нормальная задача менеджера проекта — найти способ коммуникации и разобраться в потребности клиента.
У нас был заказчик, который писал длинные письма со сложными предложениями и витиеватыми фразами. По этим письмам было неясно, что же имеется в виду. Решение: чаще созваниваться, а после телефонного разговора фиксировать в письмах договорённости. Так нам удалось быстрее прийти к пониманию задачи, оперативно согласовать работу на каждом этапе и завершить проект вовремя.
На некоторые созвоны мы привлекаем команду: разработчика или дизайнера, которые сходу предложат решение или объяснят, почему мы сделали так, а не по-другому.
Принять, что концепция и итоговый дизайн отличаются
Часто первый этап в работе — создание дизайн-концепции. Для корпоративных сайтов это залог дальнейшей успешной работы: если заказчик влюбился в дизайн, он будет гораздо более лоялен в процессе работы.
Посмотрите примеры дизайн-концепций в нашем портфолио
Важно понимать: концепция — это полёт фантазии с ограничениями на бизнес-задачи клиента. А макет должен получиться более приземлённый, практичный, нацеленный на удобство пользователей. Поэтому в макетах сайт не будет идентичен концепции. Например, во время аналитики выясним, что процесс принятия решения о покупке отличается от описанного в брифе.
Внести изменения при аналитике и проектировании веб-продукта — идеальный вариант.
Хуже, если неудобство всплывёт при передаче макетов на вёрстку. Например, выяснится, что слайдер невозможно сделать адаптивным, а любое изменение текстового контента приведёт к тому, что элементы на странице сайта «поедут».
Или другой пример: после завершения разработки мы передадим сайт в продвижение и выясним, что в структуре не хватает нужных страниц для рекламы, а решение того же слайдера не позволяет оптимизировать его контент для поисковиков.
Поэтому задача проджекта — подключить к проекту специалистов продвижения и разработчиков с первого же дня.
Подключать фронтендера на этапе дизайна
Тогда на проекте не будет боли на этапе сборки фронтенда.
Есть правила, по которым строится макет, чтобы было не только красиво, но и понятно разработчику, как собирать макет на сайте. Например, макет обязательно делать по сетке, прописать правила, как работают кнопки и к чему приведёт то или иное взаимодействие пользователя с элементами макета.
Если вы новичок и не знаете, как правильно подготовить и передать макет разработчикам, спросите у того, кто будет собирать сайт на фронте.
Выделять главное
В процессе работы над сложными сервисами у клиента могут возникать идеи развития проекта. И здесь таится опасность затянуть сроки, если включать эти идеи в контуры текущего проекта.
Поэтому нужно договариваться с клиентом о приоритетности задач:
Сначала реализовать все ключевые функции продукта, без которых невозможен запуск.Потом — те, которые будут полезны пользователям, но и без них получится рабочий продукт.Функции, которые не приносят дополнительной ценности для юзеров, лучше вынести за рамки проекта.
Например, при работе над сервисом планирования свадьбы «Каравай» мы разделили разработку на два этапа. Сначала сделали публичную часть и личный кабинет для исполнителей: ведущих, оформителей, артистов.
После реализации этих функций запустили рекламу, чтобы привлечь исполнителей в сервис. А в это время занялись разработкой личного кабинета молодожёнов.
Непрерывно общаться с командой
Утренние десятиминутные планёрки задают темп дня. На них каждый участник команды рассказывает:
Что он сделал вчера и что у него по плану на сегодня.Что нужно, чтобы сделать задачу в срок.Где возникли сложности.
В результате менеджер и команда в курсе, что происходит, к кому обращаться с вопросом и кому передавать работу на следующий этап.
Параллелить процессы
Если планировать работу последовательно, то сначала нужно сделать весь дизайн и только потом передавать все элементы разработчикам. Но в этом случае проект может затянуться на недели.
При разработке сайта для родильного дома в Кемерове рисовали 3D-иконки. Сам процесс отрисовки иконок занял несколько недель. Мы решили не ждать этих элементов. отрисовали основные макеты с плоскими иконками и запустили разработку параллельно работе над иконками. Иконки мы добавили уже в конце разработки.
Вот некоторые из иконок, которые мы разработали для сайта родильного дома.
Не зарываться в мелких правках
Клиент может в режиме реального времени может присылать мелкие замечания: поправить фразу в тексте, поменять название кнопки, заменить иконку или фото, добавить или убрать всплывающее окно. Если кидаться сразу исправлять, получится, что всё время работы уходит на эти замечания, а работа над основной функциональностью проекта стопорится.
Чтобы такого не происходило, мы собираем все замечания в одну задачу на канбан-доске и раз в 2-3 дня проводим их обзор, согласовываем актуальность замечаний с клиентом, формируйте в задачи для команды.
***
Следуйте этим рекомендациям, и работа над проектом будет планомерной, а результат поможет заказчику веб-продукта решить его бизнес-задачи.