В статье расскажем, какая функциональность обязательна для интернет-магазина, что может стоить разработка.
Интернет-магазины можно условно разделить на несколько типов:
1. Пытается сэкономить на разработке сайта, не задумываясь о развитии магазина.
Когда менеджер агентства спрашивает о планах по масштабированию, считает, что мы пытаемся продать им ненужные фичи, чтобы раздуть чек.
2. Старается реализовать максимум функций за раз.
Они были вынуждены создать сайт для интернет-магазина. В результате стоимость проекта сильно возрастает, запуск откладывается, владелец магазина недополучает прибыль.
3. Чтобы начать устойчивый поток клиентов, нужно начать основную функциональность.
Владелец магазина уже изучил рынок, подобрал товар, сформировал ассортимент. Мне нужен сайт интернет-магазина, который поможет наладить бизнес-процессы.
Сложность — определить, каких возможностей сайта будет достаточно для старта. Если смотреть на конкурентов, особенно крупных, то каждая опция кажется важной, а пул работ и стоимость оказываются запредельными
Речь идет о том, как расставить приоритеты, выделить главное и запустить MVP (минимально жизнеспособный продукт). Интернет-магазин.
Такой подход позволяет сэкономить на средствах, позволяющих быстрее получить доступ к рынку и импортным товарам.
В конце приведем пример сметы на разработку стартовой версии интернет-магазина. Это не показатель, что именно ваш магазин будет столько стоить. Зато будет проще понимать порядок цифр и структуру работ.
Как определить, какие функции — базовые и ключевые
Сайт интернет-магазина — это инструмент, который разрабатывается в соответствии с бизнес-процессами. Все, что в нем есть, нацелено на главный процесс — эффективное привлечение и обслуживание покупателей. Следовательно, базовые функции интернет-магазина — те, без которых проблематично работать с товарами и покупателями.
С чего начать создание интернет-магазина? Как выявить конкретную функциональность, которую нужно реализовать? Для этого сначала разберемся, что с помощью интернет-магазина будет делать основные пользователи: покупатели, владелец бизнеса и его сотрудники.
Что нужно покупателю интернет-магазина
- Выбрать товары в каталоге
- Сравнить товары
- Добавить понравившиеся товары в корзину
- Узнать условия доставки, возврата и обмена
- Оформить и оплатить заказ
- Отслеживать доставку
- Узнавать про скидки и акции
- Посмотреть или оставить отзывы
Что нужно владельцу магазина и сотрудникам
- Размещать товары в каталоге
- Получать заказы и оплату
- Редактировать и размещать информацию на сайте
- Управлять статусами заказов
- Управлять доступом для сотрудников
- Размещать информацию об акциях
- Продвигать магазин в поисковиках
- Привлекать клиентов через маркетинговые инструменты
- Анализировать эффективность маркетинга
За каждой потребностью для каждой рыночной ниши стоит свой пользовательский сценарий. А значит, техническая реализация тоже отличается.
Подробно все эти сценарии в агентстве определяем на этапе аналитики, проектирования и дизайна. Этап занимает порядка 2-3 недель
Зачем нужна аналитика
Например, магазин продает хозяйственные товары. У них разные поставщики предоставляют выгрузку из номенклатуры товаров разными типами полей, у некоторых есть нестандартные поля. При разработке нужно настроить импорт из 1С и поля карточек товаров таким образом, чтобы в каталоге информация верно подтягивалась и отображалась единообразно.
Другой пример — сайт магазина женской одежды. Женщины выбирают одежду не только по типу, размеру и цвету, но еще и по поводам, к которым подойдет одежда: в офис, на мероприятие, повседневное и т.д. Тогда для каталога интернет-магазина одежды понадобится дополнительный тип сортировки и фильтрации товаров.
Вот так несколько типов сортировки реализованы в интернет-магазине Asos:
Именно из-за таких нюансов не стоит опускать этап аналитики и проектирования. Иначе на этапе разработки окажется, что в ходе планирования что-то забыли или не учли какую-то деталь, которая повлияет на ход проекта. А главное — на сроки и стоимость в большую сторону.
И уже на основании аналитики оценивается техническая реализация MVP: какие функции первичны, что именно нужно разработать, сколько часов потребуется разработчикам на программирование и верстку дизайна.
Необходимая и достаточная функциональность интернет-магазина
Самое главное в интернет-магазине — запустить его быстро и начать зарабатывать.
Отсюда первый принцип MVP для интернет-магазина: в нем должно быть только то, что помогает пользователям покупать и не мешает владельцу получать прибыль.
Второй принцип — сравнение трудозатрат на автоматизацию и выгоды от сэкономленного времени после ее внедрения. Например, если вы только запускаете интернет-магазин, еще не ведете учет в 1С и у вас немного покупателей, на старте для импорта товаров в каталог будет достаточно выгрузки Excel.
Ниже приводим набор стартовых опций интернет-магазина на примере Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA. Некоторые из них можно вынести за рамки MVP, возле этих функций стоит пометка «не обязательно на старте».
Каталог товаров
С его помощью покупатель просматривает ассортимент, сравнивает и выбирает по характеристикам.
- Карточки товаров
- Категории товаров
- Фильтры
- Поиск по каталогу
- Сравнения характеристик нескольких товаров — не обязательно на старте
Оформление покупки
Позволяет добавить товар в корзину и перейти в нее с любого экрана, а также оставить контактные данные и оформить заказ.
- Корзина и оформление заказа
- Заказ в один клик
- Регистрация и авторизация
Личный кабинет покупателя
Связан с функциональностью оформления покупки. В личном кабинете покупатель может изменить контакты и платежные данные, отслеживать заказ, отложить товар «на будущее».
- Редактирование пользовательской информации
- История заказов и статусы
- Выгрузка платежных документов в ЛК (для b2b)
- Добавить товар в «Избранное» — не обязательно на старте
- Добавить товар в «Отложенное» — не обязательно на старте
Административная панель для управления сайтом
Опции для управления магазином и работы сотрудников
- Настройка пользовательских ролей
- Управление контентом и каталогом
- Управление заказами
Интерфейс управления заказами для Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA
Backend и интеграции со сторонними сервисами
Превращает сайт из набора экранов в инструмент управления магазином и позволяет автоматизировать бизнес-процессы.
- Интеграция интерфейса с административной панелью и базами данных
- Интеграция с 1С
- Импорт товаров через Excel — альтернатива интеграции с 1С, подойдет для небольших магазинов до 100 товарных позиций.
- Интеграция с платежными системами (эквайринг)
- Онлайн-касса
- Интеграция с CRM
- Интеграция со службой доставки — желательно, но если у вас не больше 10-15 заказов в сутки, можно вынести за MVP
Так выглядит интерфейс управления каталогом для Smart Logistic, сервиса доставки товаров из магазинов IKEA
Функциональность для SEO и маркетинга
- Рекламный слайдер на главной странице — не обязательно на старте для маленького магазина, актуально — для средних
- Интеграция систем аналитики: Яндекс.Метрика и Google Analytics
- Пиксели рекламных систем для ремаркетинга
- Технические SEO работы: метатеги, robot.txt, etc.
- SMS-уведомления — не обязательно на старте
- Настройка триггерных рассылок — не обязательно на старте
- Система лояльности — не обязательно на старте
Информационные страницы
- Страница о доставке, оплате, возврате
- Страница с отзывами и возможностью их публиковать
- Страница о компании с адресами
Сколько стоит MVP интернет-магазина
Как и обещали, ниже приводим примеры расчета стоимости разработки для двух интернет-магазинов.
ВАЖНО! Эти сметы можно использовать только как ориентир: из каких технических компонентов складывается разработка всех тех функций, которые мы описали в предыдущем разделе статьи.
Каждый интернет-магазин имеет свои особенности, которые зависят от сферы торговли, количества товаров, специфики их фильтрации, пожеланий по дизайну и т.д. Поэтому конкретный расчет для вашего конкретного интернет-магазина можно сделать только после разговора с вами и выяснения всех деталей и пожеланий.
В приведенных ниже сметах мы убрали позиции, которые не относятся к MVP. Хотя они и были оценены сразу, в финальной стоимости сейчас они не учитываются. Сметы публикуются обезличенно с разрешения наших заказчиков.
Стоимость разработки будет зависеть от платформы, которую подбираем исходя из задач создания веб-продукта. Классические варианты: платная или бесплатная CMS-система, либо фреймворк.
В России самая популярная CMS-система — 1С-Битрикс. Один из ее минусов, что нужно оплачивать лицензию. Есть бесплатные варианты CMS. Мы среди таких выделяем ModX: в ней много гибких настроек и возможностей для кастомизации функций.
Узнайте стоимость разработки интернет-магазина на 1С-Bitrix или ModX в Атвинте
Стоимость разработки с готовой CMS
Для среднего интернет-магазина без сложных бизнес-процессов лучший вариант — CMS-система. В ней есть уже готовые плагины и удобная административная панель для управления каталогом и контентом. А значит не нужно их проектировать с нуля, разработка займет меньше времени и обойдется в полтора-два раза дешевле.
Ниже — ориентировочная смета разработки интернет-магазина хозяйственных товаров на бесплатной CMS. В ассортименте магазина порядка 10 000 наименований. Учет ведут через 1С-бухгалтерию, магазин обслуживает несколько менеджеров.
В зависимости от задач можно выбрать любую платформу: хоть платный Битрикс, хоть фреймворк, хоть даже Shopify или Tilda.
Конкретно в этом случае с учетом всех технических задач выбрали разработку на ModX. Именно для него и приводим расчет.
Стоимость кастомной разработки на фреймворке
Для сложных или крупных интернет-магазинов лучше создавать MVP на фреймворке. Такая разработка выйдет дороже, ведь нужно будет с нуля разрабатывать административную панель.
Зато с такими технологиями возможно автоматизировать любые внутренние процесс, плюс больше возможностей для гибких настроек и развития сервиса. Следуя этой логике, больше половины интернет-магазинов в России используют фреймворки для создания собственных CMS.
Вот пример сметы разработки на Laravel для интернет-магазина электротоваров. В каталоге — 50 000 товаров, а среди клиентов — как розничные покупатели, так и компании. Бизнес-процессы при обслуживании b2b-клиентов имеют специфику, поэтому разработка на CMS не подходит.
Итого
Толковая минимальная рабочая версия интернет-магазина на готовой CMS и с учетом интеграций обойдется 800-900 тыс.рублей. Индивидуальная разработка на фреймворке выйдет более 1 млн. рублей.
Интернет-магазин можно делать долго и дорого, пытаясь реализовать все и сразу. А можно спланировать разработку так, чтобы как можно скорее запустить продажи, начать зарабатывать и окупать вложения.
Описанный подход разработки через MVP актуален не для всех. Он подойдет, только если владелец магазина всерьез и надолго настроен заниматься этим бизнесом: изучил рынок и конкурентов, протестировал нишу, определился с ассортиментом. Тогда инвестиции в разработку интернет-магазина и последующее его развитие — экономически целесообразны.
Если же вы только присматриваетесь к нише, хотите оценить рынок или протестировать гипотезу, можно попробовать сделать интернет-магазин на конструкторе за пару недель.
Такой вариант обойдется в 150-200 тыс.рублей. Основную часть этой стоимости рекомендуем заложить на дизайн интерфейса: даже с минимальной технической реализацией это поможет вам выделиться среди конкурентов, а пользователям — легко сориентироваться в вашем интернет-магазине и купить подходящий им товар.