Шеринговая экономика и новая реальность
Все больше зарубежных компаний покидают российский рынок, и каждый день экономика страны сталкивается с новыми санкциями. Ожидаемые последствия повышения цен и проблем с поставками — высокая инфляция и дефицит.
Стоимость техники и других категорий товаров растет, компании открыто говорят о сокращении ассортимента. Вероятно, многие товары исчезнут с полок или подорожают настолько, что покупка и полноценное обладание вещью для многих станут недоступны.
В кризис одним бизнесам суждено разориться, другим — подстроиться под новые условия, а третьим — масштабироваться благодаря перестройке рынка. Например, так произошло с EdTech в 2020-2021 году во время пандемии коронавируса.
Совместное потребление развивалось и до известных событий, но сейчас его ждет более активный рост. По словам Ангелины Ананских, основательницы шеринг-стартапа «Просто вещи», аренда вещей станет востребована из-за дороговизны и сокращения ассортимента.
«Сервисы по аренде вещей станут большой помощью для людей. Если раньше шеринг выбирали из-за экономии места в доме и разумного потребления, то сейчас все больше людей будут обращаться к этой услуге из-за недоступности товаров.
Просто вещи» — это пространство, где люди могут объединиться и закрыть свои потребности в детских товарах, бытовой технике, медицинском оборудовании, спортивном инвентаре и других вещах, не тратя лишних средств
Ангелина Ананских
основательница сервиса
«Просто вещи»
По прогнозу Ангелины, стоимость аренды вещей будет расти, однако прирост будет незначительным, и услуга останется доступной для арендаторов. При этом чем больше частных лиц будут сдавать вещи в прокат, тем конкурентнее будут цены на этом рынке.
В «Просто вещи» пользователи могут сдавать и брать в аренду все необходимое. Сервис помогает оптимизировать бюджет семьи и заработать на том, что годами пылится без дела.
Ожидается, что спрос на услуги площадки вырастет — сегодня многие предпочтут временно арендовать вещь, а не тратить внушительную сумму на покупку.
Как развивалась культура шеринга в России
До 2022 года шеринговую культуру развивали биржи фриланса, квартиры посуточно, продажа б/у вещей и аренда средств перемещения. Авито, Airbnb, Urent — сервисы, в которых россияне знакомились с форматом совместного потребления.
Наиболее крупными сегментами шеринговой экономики в России являются:
- С2С-продажи
- P2P-услуги
- каршеринг
- карпулинг
- шеринг жилья
По данным исследования РАЭК и Tiar Center, в 2020 году объем транзакций в этих отраслях составил 99,3% от общего объема шеринговой экономики страны.
Преимущества шеринговой экономики:
- экономия — совместное потребление во многих нишах оказывается выгоднее, чем полноценное обладание имуществом
- экологичность — благодаря шерингу люди отказываются от лишних покупок и меньше засоряют природу
- удобство — человек избавляется от множества хлопот: покупки, содержания, хранения и дальнейшей продажи вещи
Аренда постепенно приживается в разных сферах жизни: от работы до спорта и развлечений. Например, во время пандемии люди активно арендовали беговые дорожки. Для чистки мебели выгодно брать моющий пылесос напрокат, а не покупать собственный.
В 2020 году аренда вещей не составляла и процента от общей структуры шеринговой экономики России, но запрос на такую услугу уже был. Несмотря на крошечную долю, все в том же 2020-м по темпу роста этот сегмент стал лидером среди шеринг-отраслей и вырос на 85%.
От небольшого бизнеса в декрете до стартапа
Ангелина Ананских развивает культуру совместного потребления в Сибири через собственные проекты. Сейчас она работает над продвижением «Просто вещи» — шеринг-сервиса по аренде вещей. Также у предпринимательницы есть прокат детских товаров.
«Когда моему ребенку исполнилось полгода, я поняла, что многие купленные вещи быстро потеряли свою актуальность или вовсе не пригодились. Тогда я подумала, что было бы здорово брать вещи в аренду, особенно для детей до года, которые молниеносно теряют интерес к игрушкам и вырастают из всего буквально за месяц».
Тогда в Кемерове, городе, где живет предпринимательница, подобных предложений не было, и Ангелина реализовала эту идею одной из первых. Она создала профиль в Instagram с каталогом детских товаров в аренду, и первые клиенты пришли уже через пару недель после запуска.
Спрос был очевиден. Идея аренды удивляла мам нашего города, и они с удовольствием открывали для себя прокат детских вещей. За три с половиной года через Instagram было совершено порядка 4000 сделок
Ангелина Ананских
основательница сервиса
«Просто вещи»
Ангелина расширяла ассортимент и продолжала закупать товары для проката. Семьи арендовали электрокачели, горки, сухие бассейны, коляски — все, что могло понадобиться родителям и малышам.
Сервис, который сделает аренду удобной
Со временем клиенты стали спрашивать, можно ли передать вещь в управление или разместить объявление в прокате Ангелины. Также узнавали об аренде медтехники, электроники и других вещей, которые уже не касались воспитания детей.
«Культура проката в нашем регионе совсем не развита, однако моя работа подсветила эту потребность, и я решила объединить тех, кто хочет сдавать, и тех, кто хочет брать вещи в аренду».
Так появилась идея сервиса «Просто вещи». На российском рынке уже существовали платформы по аренде вещей, но их география ограничивалась Москвой, Санкт-Петербургом и другими миллионниками. Ангелина же решила сосредоточиться на продвижении шеринга в регионах.
«Найти вещи в аренду в Кемерове и других небольших городах очень сложно. Есть прокаты вечерней одежды и детских вещей, остальные же категории на рынке просто не представлены. Еще одна проблема — неоднородные источники размещения каталогов. Это могут быть сайты, страницы в соцсетях или профили на Авито.
К тому же, нет площадки, которая бы одновременно содержала удобный поиск, фильтры, прозрачное ценообразование и инструменты для создания объявлений, приема заявок , отслеживания сделки».
Ангелина решила создать собственный продукт, который сделает прокат вещей удобным и безопасным для всех сторон сделки.
Разработка сервиса
За разработкой платформы предпринимательница обратилась в «Атвинту», и мы вместе создали MVP c расширенной функциональностью, который готов к полноценной работе и первым пользователям.
Сложными этапами в работе со стартапом стали аналитика и написание технического задания. Мы изучили другие шеринг-сервисы, выявили потребности и боли целевой аудитории, чтобы в ТЗ описать функциональность для эффективной работы сервиса. При это было важно не нагрузить его лишними для стартового запуска деталями — это один из ключевых моментов в создании нового продукта.
Вячеслав Баранов
project manager
digital-агентство «Атвинта»
Как устроена сделка
Пользователи сервиса делятся на две основные категории:
- арендатор
- арендодатель
Для арендаторов мы реализовали удобную навигацию по разделам товаров. Они размещены и сгруппированы с учетом наиболее частых запросов пользователей.
В каталоге размещены вещи, доступные к аренде. Для удобного исследования карточек есть фильтры и сортировка.
Особое внимание мы уделили структуре страниц товаров — они содержат исчерпывающую информацию для арендатора.
На них мы разместили:
- Фото товара
- Описание и особенности товара
- Рейтинг продавца с оценками по нескольким критериям
- Адрес хранения товара
- Календарь доступности
- Блок с отзывами
- Форма для вопросов о товаре
В блоке оформления заявки мы учли особенность ценообразования в прокате: чем дольше срок, тем меньше цена аренды за день. Мы наглядно представляем это пользователю — цена автоматически рассчитывается сервисом и выводится вместе с размером скидки.
Здесь же размещен календарь, где арендатор отмечает даты, в которые он планирует пользоваться вещью. Кнопка «Арендовать» создает заявку на аренду, где отражены все условия сделки, в том числе и сумма залога при необходимости.
Все дальнейшие операции фиксируются на странице сделки в личном кабинете пользователя: оплата, передача, возврат, отмена брони и т.д. Благодаря тому, что этапы сделки отображаются на сайте, пользователи могут быть уверены в прозрачности работы сервиса и взаимодействии между арендатором и арендодателем.
Чтобы связаться с арендодателем, арендатор оплачивает комиссию в размере 10% от сделки — это вознаграждение за работу сервиса. После платежа стороны получают доступ к чату и контактам друг друга и договариваются о передаче вещи и оплате.
Про безопасность
На этапе аналитики мы выяснили, что безопасность сделки является ключевым параметром для потенциальных пользователей «Просто вещи».
Участвуя в отношениях совместного потребления, обе стороны ожидают безопасности и гарантий. Арендаторы хотят быть уверенными, что проводя денежные транзакции на сервисе, они наверняка получат вещь. Арендодатели же надеются на сохранность своих товаров. Это главные боли, которые являются препятствием на пути пользования подобными сервисами.
Цитата из аналитического отчета
Чтобы обеспечить безопасность во взаимодействии «арендатор-арендодатель», мы предусмотрели:
- Автоматическое заключение онлайн-договора — документа, с помощью которого компания может помочь в урегулировании конфликтной ситуации сторон;
- Возможность установить залог на аренду вещи на случай невозврата или поломки;
- Рейтинговую систему участников и товаров — добросовестность участников и качество товаров можно оценить и оставить отзыв, который поможет другим пользователям;
- Оперативную обратную связь с представителями сервиса — для помощи в урегулировании конфликтных ситуаций.
В дальнейшем возможно внедрение функции «Безопасная сделка», которая позволит замораживать сумму залога на карте арендатора на период проката вещи.
Подробнее о том, как аналитика помогает нам делать крутые проекты: «Секрет качественных веб-продуктов»
Как сдавать вещи
Мы старались сделать управление арендой и создание объявлений максимально простым и удобным.
Арендодателями могут выступать разные категории пользователей:
- физические лица, которые хотят заработать на том, что пылится без дела
- физические лица, которые ведут небольшой арендный бизнес и размещают большое количество вещей, специально купленных для заработка
- прокаты, которые профессионально занимаются арендой и размещают в сервисе масштабный ассортимент вещей
Можно заполнять объявления по очереди через сервис или импортировать базу товаров с помощью Excel. Мы предлагаем воспользоваться шаблоном, при загрузке которого «Просто вещи» автоматически создаст объявления на основе заполненной информации.
Все объявления отображаются в соответствующем разделе, где можно сортировать и фильтровать товары по статусам. Также доступен точечный поиск по названию и содержанию объявления.
Первые пользователи отмечают удобство общего календаря, в котором наглядно отражены даты, когда товары свободны или «работают» в аренде. Из календаря можно перейти к конкретной сделке и посмотреть ее подробности.
С помощью этих функций пользователи в удобном формате контролируют свой ассортимент и управляют объявлениями.
На мой взгляд, нам удалось воплотить изначальную идею и создать сервис аренды с большим потенциалом. Как владелица проката и пользователь платформы, я оценила наглядный календарь, удобную форму добавления товаров и страницу самой сделки, где отображается вся необходимая информация.
Ангелина Ананских
основательница сервиса
«Просто вещи»
Первые шаги в продвижении
Сейчас Ангелина работает над продвижением стартапа и привлечением первых пользователей.
Стратегия предпринимательницы заключается в постепенном развитии сервиса: сначала платформа должна привлечь людей из Кемеровской области и отшлифовать все процессы на этой аудитории. После этого «Просто вещи» будет заходить в новые регионы.
«Первым делом нужно наполнить каталог. Тогда арендаторы смогут оценить широкий ассортимент и удобство аренды. Для этой задачи мы пробовали привлечь действующие прокаты, однако ожидаемых результатов такое сотрудничество не принесло.
Несмотря на удобство заполнения карточек, этот процесс требует временных ресурсов, которые прокаты пока не готовы вкладывать. Думаю, мы вернемся к этому, когда сервис станет более известным».
В ближайшее время основательница сервиса решила переориентироваться на физические лица — людей, которые могут заработать на прокате своих вещей. Для этого Ангелина планирует задействовать несколько каналов и инструментов:
- социальные сети собственного проката — это теплая аудитория, которая уже знакома с шеринг-культурой, доверяет бренду и готова пользоваться платформой как в качестве арендатора, так и в качестве арендодателя. Сделки своего проката Ангелина проводит в «Просто вещи», таким образом переводя аудиторию в статус пользователей сервиса.
- публикации в СМИ — в статьях и интервью предпринимательница будет вести просветительскую деятельность о разумном потреблении и преимуществах шеринговой экономики.
- проведение мероприятий — «Просто вещи» проведет обмен одеждой и игрушками среди кемеровчан. Это формат ярмарки, где люди смогут избавиться от ненужных вещей и поменять их на что-то более полезное для себя. По словам Ангелины, это должно сработать на узнаваемость бренда в городе.
«На старте развития в качестве основной целевой аудитории мы рассматриваем мам с детьми. Это люди, которые уже осознают удобство проката — они как никто другой понимают, что покупать многие вещи для детей бессмысленно.
К тому же, они будут регулярно возвращаться к услугам сервиса — по мере взросления ребенка требуются все новые вещи от колясок до развивающих игрушек, небулайзеров и других приспособлений».
Ожидается, что эти же пользователи, узнав о возможностях сервиса, разместят на нем и свои объявления. Для старта продвижения это один из наиболее выгодных вариантов развития — он не требует масштабного прогрева аудитории и информирования о преимуществах продукта.
Что будет дальше
В рамках развития продукта планируется:
- добавить интеграцию с «Яндекс. Такси», чтобы пользователи могли заказать доставку и не тратить время на транспортировку
- автоматизировать разбор спорных ситуаций между пользователями
- упростить процесс заключения сделки на этапе предоставления документов
«Первые пользователи дают положительный отклик о сервисе — люди удивлены, насколько удобной и прозрачной может быть аренда. В нашем регионе мы являемся первопроходцами, и мы будем продолжать тестировать разные подходы к продвижению, чтобы как можно больше людей узнали о преимуществах проката вещей».
В будущем надеемся увидеть «Просто вещи» в рядах крупнейших шеринг-сервисов России. Команда «Атвинты» рада создавать востребованные проекты, которые помогают людям и продвигают идеи, меняющие сознание современного потребителя.