beta

Как монетизировать интернет-проект по подписной модели

сложность:  

В сложившихся условиях хорошая идея — искать пути монетизации бизнеса в онлайн. 

В этой статье мы рассмотрим требования и подход к разработке веб-продуктов, которые приносят доход IT-компаниям за счет регулярных платежей от пользователей: абонентской платы за подписку

Подписная модель монетизации выглядит очень привлекательно для заработка. Ведь мечта любого бизнеса — подсадить клиента на регулярные платежи. Причем в случае подписки эти платежи небольшие, а значит, клиент с большей вероятностью согласится на них, чем на полную покупку софта.

О других моделях монетизации мы рассказали в статье «Как зарабатывать на цифровых стартапах». 

Особенности модели монетизации

Сейчас к этой модели стремятся многие разработчики приложений и SaaS*. Как результат — конкуренция за пользователей возникает не только среди приложений с такой же функциональностью, но и между вообще всеми  платными сервисами. Например, онлайн-кинотеатры теперь конкурируют не только между собой, но и с подпиской на YouTube, несмотря на то, что ценностное предложение этих сервисов разное.

*SaaS  — «software as a service»,  в дословном переводе означает «программное обеспечение как услуга». Пользователи SaaS получают доступ к функциональности через веб-сервис за абонентскую плату. А поставщик обеспечивает бесперебойный доступ к такому сервису через интернет.

Читайте подробнее про эту модель в статье:  «УТП на службе SaaS-компаний: выделяйся на общем фоне или уходи».

В этой ситуации высокой конкуренции между онлайн-сервисами можно пойти двумя путями, чтобы завлечь пользователей: 

1. Пробный период 

Давать ограниченный бесплатный период, чтобы пользователь «подсел» на ваш продукт. Тогда он какое-то время попользуется им, поймет удобство. И после будет морально легче оформить подписку.

2. Часть функций — бесплатно

Давать бесплатный доступ к ограниченному количеству возможностей. А доступ к полной функциональности показывать, но воспользоваться ей человек сможет только после подписки. Такая модель называется Freemium — сочетание free и premium.

В этом случае пользователь скачивает приложение ради полезных бесплатных функций, а в процессе пользования узнает о больших возможностях. Если платные функции действительно крутые, человек перейдет на платную подписку сервиса, который ему уже привычен.

Требования к функциональности

В плане функциональности важно соблюсти тонкую грань: дать достаточно хорошую базовую функциональность для бесплатных пользователей, но при этом заложить еще более крутые возможности в премиум версию.  

Например, мы разрабатывали мобильное приложение и веб-сервис для трейдеров Terra Manta

Главная ценность сервиса — в снижении неопределенность для пользователей при принятии решений. Этот сервис ежедневно собирает большое количество информации из всех открытых источников, анализирует их и на основе Big Data прогнозирует цены на нефть. 

В бесплатной пробной версии сервиса пользователи могли видеть только небольшое количество информации. А вот расширенная версия давала доступ к информации с сортировкой по региону, потенциальной степени влияния на курс нефти и прогнозами.

Как зарабатывать онлайн: реализация интернет-проекта для монетизации по подписке

Хороший российский пример такого продукта — CRM-система от Битрикс24. В бесплатной версии есть основные возможности для ведения клиентской базы. Управления воронкой продаж, маркетингом и полная аналитика — то есть полноценная автоматизация и повышение эффективности процессов — доступны только при переходе на платную версию.

Что важно при разработке интерфейса

В этих подобных сервисах важно два момента:

1. Удобная и структурированная подача информации.

Причем интерфейс должен быть спроектирован так, чтобы структура и подача информации добавляла ценность: все нужные данные собраны в одном месте, показаны их взаимосвязи, предложены рекомендации. 

Дизайн платформы для трейдеров Terra Manta был разработан так, чтобы аналитические данные легко воспринимались, а элементы дизайна не отвлекали от основной информации. Интерфейс программы чёткий, контрастный, без полутонов. Элементы дизайна и подобранные цвета выделяют ключевые показатели, влияющие на цену нефти.

Познакомьтесь с другими веб-сервисами, созданными  командой Атвинты. И подберите IT-продукт, который нужен вашему бизнесу для развития в интернете.

2. Продуманный UX на основе карты пути пользователя.

Тогда интерфейс будет «соблазнять» пользователя перейти на платную версию, но при этом не будет слишком навязчивым и раздражающим.

Так MailChimp, сервис для автоматизации email-маркетинга, дает возможность полноценно работать с письмами. Однако при выборе шаблона письма бесплатно доступны только два варианта. 

Остальные пользователь видит при выборе, но воспользоваться ими можно только после подписки. Интерфейс сервиса сообщает о подписке сразу вверху страницы и через кнопку, которая появляется после наведения курсора на шаблон.

Как зарабатывать онлайн: реализация интернет-проекта для монетизации по подписке

Специфика продвижения

Цель продвижения такого продукта — не только привлечь пользователей, но и сначала конвертировать их в покупателей, а после — удержать как можно дольше. Причем в frimium-модели хорошая конверсия в продажу — не превышает 1%, в модели с пробным периодом конверсия выше. 

Читайте, как выбрать эффективного подрядчика для продвижения, в статье: «Выжать из подрядчика максимум»

При продвижении продуктов по подписке IT-стартапу стоит обратить внимание на «упаковку предложения»: например, градация цены в зависимости от количества доступных функций расширит доступность предложения для различных сегментов аудитории. 

Еще один вариант стимулировать пользователей платить — выгодная стоимость при оплате подписки сразу на длительный срок. При этом бизнес даже в случае значительной скидки все равно окажется в выигрыше, так как по статистике при помесячных платежах пользователи прерывают подписку примерно на 3 месяц.

Как зарабатывать онлайн: реализация интернет-проекта для монетизации по подписке

Итого

Подписная бизнес-модель сейчас выглядит наиболее перспективной для перевода бизнеса в онлайн. Нюанс — веб-сервис или приложение должно предоставлять доступ к действительно полезному, уникальному контенту или функциям. 

Причем контент должен постоянно пополняться, а функциональность совершенствоваться и дополняться новыми фичами. Тогда для пользователей будет резон продлевать подписку и пользоваться расширенной версией продукта, а бизнес сможет полноценно зарабатывать. Особенно это важно для модели freemium. Ведь бесплатный пользователь ничем не связан с вашим сервисом и может найти бесплатную альтернативу в любой момент.

Если вы решите перевести бизнес на эту модель, при разработке уделите внимание проектированию и дизайну интерфейса на основе пользовательских сценариев. 

Команда Атвинты готова помочь в разработке мобильного приложения или веб-сервиса для IT-стартапа. Мы проанализируем рынок и пользователей, спроектируем, реализуем и тщательно протестируем продукт перед выпуском на рынок. А после — продумаем рекламную стратегию и приведем клиентов.

Оставляйте заявку на консультацию — обсудим проект и подберем решение. 

.
×