В сложившихся условиях хорошая идея — искать пути монетизации бизнеса в онлайн.
В этой статье мы рассмотрим требования и подход к разработке веб-продуктов, которые приносят доход IT-компаниям за счет регулярных платежей от пользователей: абонентской платы за подписку
Подписная модель монетизации выглядит очень привлекательно для заработка. Ведь мечта любого бизнеса — подсадить клиента на регулярные платежи. Причем в случае подписки эти платежи небольшие, а значит, клиент с большей вероятностью согласится на них, чем на полную покупку софта.
О других моделях монетизации мы рассказали в статье «Как зарабатывать на цифровых стартапах».
Особенности модели монетизации
Сейчас к этой модели стремятся многие разработчики приложений и SaaS*. Как результат — конкуренция за пользователей возникает не только среди приложений с такой же функциональностью, но и между вообще всеми платными сервисами. Например, онлайн-кинотеатры теперь конкурируют не только между собой, но и с подпиской на YouTube, несмотря на то, что ценностное предложение этих сервисов разное.
*SaaS — «software as a service», в дословном переводе означает «программное обеспечение как услуга». Пользователи SaaS получают доступ к функциональности через веб-сервис за абонентскую плату. А поставщик обеспечивает бесперебойный доступ к такому сервису через интернет.
Читайте подробнее про эту модель в статье: «УТП на службе SaaS-компаний: выделяйся на общем фоне или уходи».
В этой ситуации высокой конкуренции между онлайн-сервисами можно пойти двумя путями, чтобы завлечь пользователей:
1. Пробный период
Давать ограниченный бесплатный период, чтобы пользователь «подсел» на ваш продукт. Тогда он какое-то время попользуется им, поймет удобство. И после будет морально легче оформить подписку.
2. Часть функций — бесплатно
Давать бесплатный доступ к ограниченному количеству возможностей. А доступ к полной функциональности показывать, но воспользоваться ей человек сможет только после подписки. Такая модель называется Freemium — сочетание free и premium.
В этом случае пользователь скачивает приложение ради полезных бесплатных функций, а в процессе пользования узнает о больших возможностях. Если платные функции действительно крутые, человек перейдет на платную подписку сервиса, который ему уже привычен.
Требования к функциональности
В плане функциональности важно соблюсти тонкую грань: дать достаточно хорошую базовую функциональность для бесплатных пользователей, но при этом заложить еще более крутые возможности в премиум версию.
Например, мы разрабатывали мобильное приложение и веб-сервис для трейдеров Terra Manta.
Главная ценность сервиса — в снижении неопределенность для пользователей при принятии решений. Этот сервис ежедневно собирает большое количество информации из всех открытых источников, анализирует их и на основе Big Data прогнозирует цены на нефть.
В бесплатной пробной версии сервиса пользователи могли видеть только небольшое количество информации. А вот расширенная версия давала доступ к информации с сортировкой по региону, потенциальной степени влияния на курс нефти и прогнозами.
Познакомьтесь с другими веб-сервисами, созданными командой Атвинты. И подберите IT-продукт, который нужен вашему бизнесу для развития в интернете.
Хороший российский пример такого продукта — CRM-система от Битрикс24. В бесплатной версии есть основные возможности для ведения клиентской базы. Управления воронкой продаж, маркетингом и полная аналитика — то есть полноценная автоматизация и повышение эффективности процессов — доступны только при переходе на платную версию.
Что важно при разработке интерфейса
В этих подобных сервисах важно два момента:
1. Удобная и структурированная подача информации.
Причем интерфейс должен быть спроектирован так, чтобы структура и подача информации добавляла ценность: все нужные данные собраны в одном месте, показаны их взаимосвязи, предложены рекомендации.
Дизайн платформы для трейдеров Terra Manta был разработан так, чтобы аналитические данные легко воспринимались, а элементы дизайна не отвлекали от основной информации. Интерфейс программы чёткий, контрастный, без полутонов. Элементы дизайна и подобранные цвета выделяют ключевые показатели, влияющие на цену нефти.
2. Продуманный UX на основе карты пути пользователя.
Тогда интерфейс будет «соблазнять» пользователя перейти на платную версию, но при этом не будет слишком навязчивым и раздражающим.
Хороший интерфейс — тот, в котором пользователь легко разберется без подсказок. Для создания такого продукта необходимо глубокое понимание, что важно пользователю и как привести его к целевому действию.
Как сделать такой интерфейс, рассказываем на странице услуги «Дизайн сложных интерфейсов».
Так MailChimp, сервис для автоматизации email-маркетинга, дает возможность полноценно работать с письмами. Однако при выборе шаблона письма бесплатно доступны только два варианта.
Остальные пользователь видит при выборе, но воспользоваться ими можно только после подписки. Интерфейс сервиса сообщает о подписке сразу вверху страницы и через кнопку, которая появляется после наведения курсора на шаблон.
Специфика продвижения
Цель продвижения такого продукта — не только привлечь пользователей, но и сначала конвертировать их в покупателей, а после — удержать как можно дольше. Причем в freemium-модели хорошая конверсия в продажу — не превышает 1%, в модели с пробным периодом конверсия выше.
Читайте, как выбрать эффективного подрядчика для продвижения, в статье: «Выжать из подрядчика максимум»
При продвижении продуктов по подписке IT-стартапу стоит обратить внимание на «упаковку предложения»: например, градация цены в зависимости от количества доступных функций расширит доступность предложения для различных сегментов аудитории.
Еще один вариант стимулировать пользователей платить — выгодная стоимость при оплате подписки сразу на длительный срок. При этом бизнес даже в случае значительной скидки все равно окажется в выигрыше, так как по статистике при помесячных платежах пользователи прерывают подписку примерно на 3 месяц.
Итого
Подписная бизнес-модель сейчас выглядит наиболее перспективной для перевода бизнеса в онлайн. Нюанс — веб-сервис или приложение должно предоставлять доступ к действительно полезному, уникальному контенту или функциям.
Причем контент должен постоянно пополняться, а функциональность совершенствоваться и дополняться новыми фичами. Тогда для пользователей будет резон продлевать подписку и пользоваться расширенной версией продукта, а бизнес сможет полноценно зарабатывать. Особенно это важно для модели freemium. Ведь бесплатный пользователь ничем не связан с вашим сервисом и может найти бесплатную альтернативу в любой момент.
Если вы решите перевести бизнес на эту модель, при разработке уделите внимание проектированию и дизайну интерфейса на основе пользовательских сценариев.
Команда Атвинты готова помочь в разработке мобильного приложения или веб-сервиса для IT-стартапа. Мы проанализируем рынок и пользователей, спроектируем, реализуем и тщательно протестируем продукт перед выпуском на рынок. А после — продумаем рекламную стратегию и приведем клиентов.
Оставляйте заявку на консультацию — обсудим проект и подберем решение.