Москва
Кемерово

ТЗ и прототипы: два кита разработки

сложность:  

Техническое задание при разработке сайта – важнейший документ, который содержит в себе требования к будущему продукту. Но люди не только читают о продуктах, они, в первую очередь, взаимодействуют с  ними. Поэтому одного ТЗ недостаточно, и чтобы наверняка знать, что заказчик доволен и понимает, как будет выглядеть его проект, нужно обсудить и прототипирование. Поговорим подробнее об этих инструментах.

Важность ТЗ

«Техническое задание позволяет на берегу обсудить все требования к  проекту - жестко зафиксировать всю необходимую информацию. Разработчик получает сценарий и структуру проекта, он читает документ и делает, можно сравнить со строительством - стоят по чертежам, чтобы выполнить проект грамотно и в срок.

Заказчик получает страховку, конкретный пул работ и сроки их выполнения. Также на этапе создания ТЗ проводится аналитика, в ходе которой специалисты выслушают клиента и предложат ему варианты для улучшения качества услуги.

Александр Сарапулов

проджект-менеджер «Атвинты»

Техническое задание:

  • Цель проекта - чего нужно добиться в  процессе и результате разработки проекта. Каким он должен получиться, какие функции выполнять.
  • Обоснование проекта - почему мы делаем проект именно таким и для чего он нужен (основываясь на информации заказчика, его потребностях).
  • Результат проекта - что мы получим на выходе.
  • Аналоги - примеры, на которые равняется заказчик. Конкурентная аналитика похожих проектов.
  • Логика основных процессов - описание функционала для разных пользователей (покупатель, модератор, администратор).
  • Основные определения, терминология.
  • Объекты - перечень объектов, которые фигурируют в рамках проекта, каждый объект имеет характеристики, параметры, это нужно, чтобы потом структурировать базу данных. Пример - товар в интернет-магазине. У него есть название, фотография, описание, цена, производитель.
  • Ход работ - описание состава работ, их сроков, укрупнённо-календарное планирование.
  • Границы продукта (проекта) - информация о договорённостях, которые не вошли в  проект (нет денег или времени у заказчика), но могут быть реализованы в  дальнейшем.
  • Технические требования к проекту
  • Пользовательские сценарии - прописано поведение пользователя и как проект должен реагировать на действия пользователя.
  • Информационная структура - перечислены основные разделы и что в них должно быть.

Чтобы между заказчиком и исполнителем не возникало недопонимания и  разногласий, и нужны две эти волшебные буквы: «ТЗ». В техническом задании содержатся все подробности о будущем проекте, требования к нему (понятные и конкретные), стадии разработки, цели, задачи, сроки исполнения каждого этапа.

ТЗ и прототипы: два кита разработки

Грамотно составленное техническое задание содержит в себе массу пунктов, как основных, так и мелких, в которых прописаны мельчайшие нюансы. Однако не стоит забывать, что ТЗ – это документ скорее для технических специалистов, он написан на специфическом языке с  использованием технической терминологии. Кроме того, основываясь на одном и том же ТЗ, можно создать несколько сайтов, отличающихся визуальными параметрами.

Иногда заказчик сам присылает документ, который считает техническим заданием. Например:

ТЗ и прототипы: два кита разработки

Видите разницу?

ТЗ и прототипы: два кита разработки

Прототипы спасают ТЗ

Чтобы заказчику не пришлось звать на помощь экстрасенса, пригодится прототип будущего сайта. Прототипирование – это создание визуальных изображений страниц проекта, которые дадут представление о  навигации по сайту, расположении и взаимодействия иконок, кнопок, заголовков, фото- и видеоблоков, текста и так далее.

Продуманный дизайн юзабилити — одна из составляющих успеха сайта. Он повышает конверсию и помогает привести пользователя к целевому действию.

Прототипы помогают разработать IT-продукт как инструмент для бизнеса, а не просто набор экранов.

Именно с таким подходом мы разрабатываем дизайн сложных интерфейсов

Прототипирование – это плюс как для исполнителя, так и для заказчика. Разберёмся, почему.

Разработчик выиграет в следующем:

  • Не каждый заказчик может легко сформулировать свои мысли и  рассказать все, что задумал. А по ТЗ сделать это не просто. Прототипы помогают не потерять важное.
  • Уменьшают цену «хотелок» клиента. Иногда заказчик хочет внести изменения, когда уже всё почти готово, и  изменения серьёзные. На этапе дизайна и готовой вёрстки вносить правки существенно дольше и дороже, но если перенести правки на этап прототипа, то цена вопроса будет копеечная. Это связано с тем, что в прототипах меняются готовые блоки, а не заново отрисовываются элементы дизайна.
  • Даёт возможность тестирования гипотез. Чтобы не переделывать сайт целиком, если при тестировании что-то пошло не так, лучше провести «испытания» с  прототипами. Будет быстрее и безболезненнее.

Пример: четыре варианта прототипов для страницы с расписанием для бассейна. Прототипы тестировались фокус-группами, на основании тестов было принято решение:

ТЗ и прототипы: два кита разработки

Предлагаем и вам протестировать наши прототипы. Примерьте на себя роль студента, бизнесмена, семьянина или пенсионера, и подберите для себя удобный абонимент:

Клиент выиграет в следующем:

  • Свобода в коррективах. На прототипе можно легко и беспроблемно увидеть, что будет,если поменять блоки местами или сделать другую структуру страницы.
  • Реальный результат. Готовые макеты страниц выглядят «осязаемо», можно в деталях представить, каким будет готовый продукт.
  • Управление временем и бюджетом. При наличии ТЗ и прототипов точность оценки цены и  сроков проекта гораздо выше, чем при наличии просто ТЗ.
  • Можно убедиться в надёжности подрядчика. В процессе проектирования легко понять, укладывается ли разработчик в сроки и передать макеты в другую компанию, пока не поздно. Прототип – это самодостаточный продукт, который легко передать.

Другие плюсы прототипов

Во-первых, нет способа быстрее согласовать нюансы проекта, чем показать его заказчику. Прототип можно распечатать или открыть на любом устройстве и ткнуть пальцем в нужную область и рассказать, что это, зачем это нужно и показать, как это работает. Заказчик, в свою очередь, тоже может ткнуть пальцем и объяснить, что ему не нравится. Во-вторых, прототипирование – не дополнительный этап, а самостоятельный. Он экономит силы и время, упрощает этап дизайна, делает его предсказуемым. Но нужно понимать, что прототип не заменяет технического задания.

Прототипы позволяют проверять гипотезы: будет ли реализация данной идеи работать, насколько она понятна. Проверить можно несколько вариантов исполнения интерфейса и проверять на реальных людях, фокус-группах.

Также прототипы позволяют заложить концепцию «на вырост» - если мы готовим минимальный продукт, не имеющий сразу каких-то функций, их можно заранее предусмотреть в прототипе и добавить позже. В прототипах можно быстро показать идею и презентовать заказчику, нежели отрисовывать её в дизайне, затратив меньшее время и бюджет.

Мы делаем прототипы в оптимальных для конкретного продукта программах, но чаще всего в «Axure» – максимально эффективно, большой набор функционала, позволяет делать интерактивные прототипы без участия программистов.

Алексей Соколов

арт-директор «Атвинты»

ТЗ и прототипы: два кита разработки

Цена вопроса

Продуманное техническое задание и прототипы к нему не могут быть бесплатными. Это очень трудоёмкий и непростой этап работ. Адекватные клиенты довольно легко идут на этот шаг – оплачивают создание ТЗ, так как понимают, что задаром можно получить только копипасту чужого похожего проекта с  незначительными правками.

Вывод

Идеально, когда ТЗ и прототип дополняют друг друга, отвечают на вопросы, которые остались неясными при просмотре одного из них. Цель технического задания – объяснить специалисту, каким именно хочет видеть продукт заказчик. Цель прототипа – показать заказчику и спросить: «Таким ли вы хотите видеть продукт?».

Оцените пост:
4
Не очень
Комментарии:0
×

Читайте также

Читать весь блог
Адаптируем сайт к мобильным: польза для бизнеса

Адаптируем сайт к мобильным: польза для бизнеса

По данным исследования Mediascope каждый седьмой россиянин использует для интернета только смартфон.

08 декабря 2017
Как сделать хороший UX мобильного приложения

Как сделать хороший UX мобильного приложения

Не перегрузить функциями и акцентировать важное. Показываем на примере работы над приложением «Датчик спокойствия».

15 февраля 2019