ТЗ и прототипы: два кита разработки
Бизнес и эффективность
Дизайн
Аналитика
13 июня 2017

Техническое задание при разработке сайта – важнейший документ,
который содержит в себе требования к будущему продукту. Но люди не
только читают о продуктах, они, в первую очередь, взаимодействуют с
ними. Поэтому одного ТЗ недостаточно, и чтобы наверняка знать, что
заказчик доволен и понимает, как будет выглядеть его проект, нужно
обсудить и прототипирование. Поговорим подробнее об этих инструментах
Важность ТЗ
«Техническое задание позволяет на берегу обсудить все требования к проекту - жестко зафиксировать всю необходимую информацию. Разработчик
получает сценарий и структуру проекта, он читает документ и делает,
можно сравнить со строительством - стоят по чертежам, чтобы выполнить
проект грамотно и в срок.
Александр Сарапулов
проджект-менеджер «Атвинты»
Заказчик получает страховку, конкретный пул работ и сроки их выполнения. Также на этапе создания ТЗ проводится аналитика, в ходе которой специалисты выслушают клиента и предложат ему варианты для улучшения качества услуги.
Техническое задание:
Цель проекта - чего нужно добиться в процессе и результате разработки проекта. Каким он должен получиться,
какие функции выполнять.Обоснование
проекта - почему мы делаем проект именно таким и для чего он нужен
(основываясь на информации заказчика, его потребностях).Результат проекта - что мы получим на выходе.Аналоги - примеры, на которые равняется заказчик. Конкурентная аналитика похожих проектов.Логика основных процессов - описание функционала для разных пользователей (покупатель, модератор, администратор).Основные определения, терминология.Объекты
- перечень объектов, которые фигурируют в рамках проекта, каждый объект
имеет характеристики, параметры, это нужно, чтобы потом структурировать
базу данных. Пример - товар в интернет-магазине. У него есть название,
фотография, описание, цена, производитель.Ход работ - описание состава работ, их сроков, укрупнённо-календарное планирование. Границы
продукта (проекта) - информация о договорённостях, которые не вошли в
проект (нет денег или времени у заказчика), но могут быть реализованы в
дальнейшем.Технические требования к проекту Пользовательские сценарии - прописано поведение пользователя и как проект должен реагировать на действия пользователя.Информационная структура - перечислены основные разделы и что в них должно быть.
Чтобы между заказчиком и исполнителем не возникало недопонимания и разногласий, и нужны две эти волшебные буквы: «ТЗ». В техническом
задании содержатся все подробности о будущем проекте, требования к нему
(понятные и конкретные), стадии разработки, цели, задачи, сроки
исполнения каждого этапа.

Грамотно составленное техническое задание содержит в себе массу
пунктов, как основных, так и мелких, в которых прописаны мельчайшие
нюансы. Однако не стоит забывать, что ТЗ – это документ скорее для
технических специалистов, он написан на специфическом языке с
использованием технической терминологии. Кроме того, основываясь на
одном и том же ТЗ, можно создать несколько сайтов, отличающихся
визуальными параметрами.
Иногда заказчик сам присылает документ, который считает техническим заданием. Например:

Видите разницу?

Прототипы спасают ТЗ
Чтобы заказчику не пришлось звать на помощь экстрасенса,
пригодится прототип будущего сайта. Прототипирование – это создание
визуальных изображений страниц проекта, которые дадут представление о
навигации по сайту, расположении и взаимодействия иконок, кнопок,
заголовков, фото- и видеоблоков, текста и так далее.
Продуманный дизайн юзабилити — одна из составляющих успеха сайта. Он повышает конверсию и помогает привести пользователя к целевому действию.Прототипы помогают разработать IT-продукт как инструмент для бизнеса, а не просто набор экранов.Именно с таким подходом мы разрабатываем дизайн сложных интерфейсов.
Прототипирование – это плюс как для исполнителя, так и для заказчика. Разберёмся, почему.
Разработчик выиграет в следующем:
Не каждый заказчик может легко сформулировать свои мысли и
рассказать все, что задумал. А по ТЗ сделать это не просто. Прототипы
помогают не потерять важное. Уменьшают цену «хотелок» клиента.
Иногда заказчик хочет внести изменения, когда уже всё почти готово, и
изменения серьёзные. На этапе дизайна и готовой вёрстки вносить правки
существенно дольше и дороже, но если перенести правки на этап прототипа,
то цена вопроса будет копеечная. Это связано с тем, что в прототипах
меняются готовые блоки, а не заново отрисовываются элементы дизайна. Даёт
возможность тестирования гипотез. Чтобы не переделывать сайт целиком,
если при тестировании что-то пошло не так, лучше провести «испытания» с
прототипами. Будет быстрее и безболезненнее.
Пример: четыре варианта прототипов для страницы с расписанием для
бассейна. Прототипы тестировались фокус-группами, на основании тестов
было принято решение:

Клиент выиграет в следующем:
Свобода в коррективах. На прототипе можно легко и беспроблемно
увидеть, что будет,если поменять блоки местами или сделать другую
структуру страницы.Реальный результат. Готовые макеты страниц выглядят «осязаемо», можно в деталях представить, каким будет готовый продукт.Управление
временем и бюджетом. При наличии ТЗ и прототипов точность оценки цены и сроков проекта гораздо выше, чем при наличии просто ТЗ.Можно
убедиться в надёжности подрядчика. В процессе проектирования легко
понять, укладывается ли разработчик в сроки и передать макеты в другую
компанию, пока не поздно. Прототип – это самодостаточный продукт,
который легко передать.


Другие плюсы прототипов
Во-первых, нет способа быстрее согласовать нюансы проекта, чем
показать его заказчику. Прототип можно распечатать или открыть на любом
устройстве и ткнуть пальцем в нужную область и рассказать, что это,
зачем это нужно и показать, как это работает. Заказчик, в свою очередь,
тоже может ткнуть пальцем и объяснить, что ему не нравится. Во-вторых,
прототипирование – не дополнительный этап, а самостоятельный. Он
экономит силы и время, упрощает этап дизайна, делает его предсказуемым.
Но нужно понимать, что прототип не заменяет технического задания.
Прототипы позволяют проверять гипотезы: будет ли реализация данной идеи работать, насколько она понятна. Проверить можно несколько вариантов исполнения интерфейса и проверять на реальных людях, фокус-группах.
Также прототипы позволяют заложить концепцию «на вырост» - если мы
готовим минимальный продукт, не имеющий сразу каких-то функций, их
можно заранее предусмотреть в прототипе и добавить позже. В прототипах
можно быстро показать идею и презентовать заказчику, нежели отрисовывать
её в дизайне, затратив меньшее время и бюджет.
Алексей Соколов
арт-директор «Атвинты»
Мы делаем прототипы в оптимальных для конкретного продукта программах, но чаще всего в «Axure» – максимально эффективно, большой набор функционала, позволяет делать интерактивные прототипы без участия программистов.

Пример: прототипы и готовый дизайн для российского интернет-агрегатора товаров и услуг "Тайга-Маркет".
Цена вопроса
Продуманное
техническое задание и прототипы к нему не могут быть бесплатными. Это
очень трудоёмкий и непростой этап работ. Адекватные клиенты довольно
легко идут на этот шаг – оплачивают создание ТЗ, так как понимают, что
задаром можно получить только копипасту чужого похожего проекта с
незначительными правками.
Вывод
Идеально,
когда ТЗ и прототип дополняют друг друга, отвечают на вопросы, которые
остались неясными при просмотре одного из них. Цель технического задания
– объяснить специалисту, каким именно хочет видеть продукт заказчик.
Цель прототипа – показать заказчику и спросить: «Таким ли вы хотите
видеть продукт?».
0
0
0
Услуги
Читайте также

Как сделать хороший UX мобильного приложения
Не перегрузить функциями и акцентировать важное. Показываем на примере работы над приложением «Датчик спокойствия».

Адаптируем сайт к мобильным: польза для бизнеса
По данным исследования Mediascope каждый седьмой россиянин использует для интернета только смартфон.