Анализ конкурентов на рынке образовательных платформ: пошаговое руководство
Бизнес и эффективность
Аналитика
EdTech
23 июня 2025

Зачем анализировать конкурентов в нише образования
Анализ конкурентов — это оценка сильных и слабых сторон других продуктов на рынке, которая помогает выявить лучшие практики и найти точки для роста образовательной платформы.
Что дает конкурентный анализ:
- Определение участников рынка — кто и как работает с вашей потенциальной аудиторией.
- Понимание — какие каналы работают в сфере для привлечения и удержания пользователей.
- Выявление сильных и слабых сторон у других игроков.
- Как платформы формируют образовательный процесс.
- Какие темы и форматы привлекают студентов.
- Что компании обещают пользователю на старте и дают на выходе.
- Поиск идей для интерфейса, структуры, маркетинга и подачи контента.
Образовательные продукты часто выглядят одинаково: вебинары, личный кабинет, поддержка и выдача сертификатов. Если смотреть поверхностно, можно упустить ключевое — что в этих паттернах вызывает отклик у пользователей. Анализ рынка онлайн-школ помогает увидеть реальные ожидания целевой аудитории и сформулировать преимущества бренда.

Как определить конкурентов на рынке образования
Перед тем как анализировать конкурентов, нужно понять, кто ими является. В образовательной сфере ситуация не всегда очевидна. У платформ может быть схожая аудитория, но разные подходы. Или, наоборот, один и тот же формат, но совершенно другая ниша.
Прямые и смежные конкуренты
Прямыми считаются платформы, которые решают те же задачи и работают с той же аудиторией. Если вы запускаете онлайн-школу по моушн-дизайну, прямыми конкурентами будут площадки, которые обучают визуальному контенту и рассчитаны на аналогичную вашей возрастную и профессиональную группу.
Смежные — это те, кто не дублирует ваш формат обучения, но борется за внимание той же аудитории. Это могут быть агрегаторы курсов, ролики на видеоплатформах, мобильные приложения или даже чат-боты с тестами и рассылками. Необходимо учитывать и такие решения, потому что пользователь выбирает по принципу «что проще, дешевле, быстрее и интереснее».
На что смотреть при выборе конкурентов
- Тип продукта — курсы, LMS, приложение или гибридная система.
- Уровень и формат обучения — базовое, дополнительное, профессиональное или корпоративное обучение.
- Целевая аудитория — школьники, студенты, взрослые или корпоративный сегмент.
- Масштаб — локальный проект или федеральная платформа.
- Технологическая зрелость — реализованный функционал, готовое или кастомное решение, поддержка интеграций и так далее.
- Маркетинг для онлайн-школ — как платформа привлекает пользователей, удерживает и возвращает.
Обращайте внимание на разные по масштабу проекты. Небольшие площадки могут использовать нестандартные подходы и быстрее привлекать новых пользователей. Когда список конкурентов будет сформирован, переходите к анализу.
На основе анализа мы получаем инсайты, которые помогают создать структуру образовательной платформы. Например, для корпоративной площадки «ТехноПроф Академия» прописали путь пользователя для реализации ключевых страниц сервиса.

Как провести анализ конкурентов
Анализ рынка образовательных услуг начинается с выбора, кого анализировать, и заканчивается конкретными решениями для бизнеса: что добавить, упростить или изменить. Расскажем про структуру анализа, которую мы применяем на практике и дополняем исследованиями в зависимости от проекта.
Определите своих конкурентов
Первый шаг — понять, что влияет на ту аудиторию, которую вы хотите привлечь. Для этого мы используем следующее:
- поисковые системы и инструменты, чтобы определить, кто попадает в топ по целевым запросам;
- смотрим, кого упоминают пользователи в отзывах, чатах и соцсетях;
- учитываем рекомендации клиента — у него уже есть представление о рынке;
- добавляем смежные решения и нестандартные подходы.
Изучите продукты
Начинаем работу с образовательными платформами. Оцениваем пользовательский опыт на уровне сценариев и интерфейсов. Для этого:
- составляем карту взаимодействий (user journey map) — какие шаги проходит пользователь, чтобы дойти до цели;
- проводим UX-аудит — оцениваем структуру, навигацию и функционал.
- анализируем типовые и нетиповые функции. Например, для корпоративных платформ основными являются интеграции и выдача сертификатов, а для B2C — простота входа и доступность курсов.
Для корпоративного университета ТМХ мы составили сравнительную таблицу сайтов вузов. Проанализировали, какие функции влияют на восприятие экспертности и вовлекают пользователя. Этот подход позволил собрать карту приоритетов для разработки нового сайта.

Проанализируйте маркетинг
Изучаем, как конкуренты формируют воронку и удерживают пользователей после покупки курса. Каждая деталь на платформе и посадочной странице влияет на доверие аудитории.
Наша команда аналитиков смотрит:
- какие УТП выносят на главный экран;
- как оформлены курсы и предложения;
- как организован путь к заявке — через вебинары, формы или диалог в мессенджере;
- какие каналы дают трафик и для какого контента его используют;
- что используют для удержания внимания — рассылки, марафоны, бесплатный доступ, бонусы, закрытые чаты или игровые механики.
Для образовательной платформы СМИТАП по подготовке к ЕГЭ наша команда проанализировала игровые механики в разных онлайн-школах.
- Уровни и достижения;
- Трекеры прогресса.
- Интерактивные задания и игры.
- Виртуальный персонаж-помощник.
- Начисление внутренней валюты и другие.

На основе собранных данных провели кастдев среди школьников, которые учатся на СМИТАП. Опрос помог выбрать ключевые идеи для внедрения геймификации и учесть потребности аудитории.

Оцените сильные и слабые стороны
После сбора данных формируем сравнительную таблицу и карту инсайтов. Фиксируем преимущества и недостатки, типовые и нетиповые решения, добавляем примеры и рекомендации по реализации: влияние на UX, сложность внедрения и приоритет в MVP.
По результатам анализа определяем, на что будем ориентироваться, как адаптировать решения под клиента или сделать иначе, чтобы выделиться среди конкурентов.
Для «ТехноПроф Академии» мы подсветили слабые места и предложили решения по оптимизации личного кабинета для разных ролей.

Инструменты которые помогут провести анализ конкурентов
Инструменты ускоряют сбор данных, помогают систематизировать хаос и показывают факты без искажений. Наша команда комбинирует ручной подход с автоматизированными решениями и ИИ.
Оценка спроса
Прежде чем изучать конкурентов, нужно понять, что ищет аудитория и как она это делает. Например, можно использовать Яндекс.Вордстат, чтобы проверить частотность запросов, найти похожие и брендовые ключи, а также изучить динамику по регионам. Это позволяет найти разных конкурентов — например, тех, кто получает трафик по основным темам, даже если внешне не похож на ваш сервис.
Бенчмаркинг и анализ визуальных решений
Бенчмаркинг — это анализ лучших решений на рынке. Мы исследуем:
- крупных игроков рынка и стартапы;
- западные образовательные платформы;
- смежные ниши — например, личные кабинеты в финтехе и e-commerce;
- тренды в дизайне, навигации и взаимодействии.
Собираем мудборды, референсы и интерфейсные паттерны, чтобы трансформировать решения для клиента. Фокусируемся на ключевых элементах, которые влияют на восприятие и поведение пользователя:
- сценарии онбординга и первые экраны;
- структура каталога курсов;
- карточки и оформление программы обучения;
- формат подачи ценностей и УТП;
- навигация, кнопки действий и форма заявки;
- встроенные дашборды и оформление разделов в личном кабинете;
- интеграции и встроенные функции для улучшения процесса обучения;
- мобильная адаптивность и поведение на разных устройствах.

Дополнительные исследования
CustDev — это глубинное интервью для поиска и анализа ключевых потребностей, ценностей и мотиваций. Опрос помогает эффективнее сформировать функции для будущего продукта.

CJM (Customer Journey Map). Визуализируем путь пользователя: от первого касания до конца обучения. На схеме показываем эмоции, потребности и барьеры аудитории. Визуализация помогает в проектировании структуры и создании образовательных программ.
Use Cases — описывает сценарии. Например, как ученик получает доступ к уроку, проходит тест и отправляет задание. Это также помогает в проектировании интерфейса и функционала.

Искусственный интеллект в аналитике
Инструменты на основе ИИ помогают структурировать данные и быстрее работать с информацией.
- Проводим скоринг конкурентов по заданным критериям. Определяем особенности и преимущества платформ.
- Формируем таблицы сравнения. Обрабатываем большое количество данных через AI и выгружаем готовые таблицы с выбранными полями и ячейками.
- Генерируем критерии анализа. Например, для новых проектов и сфер, где требуется внедрение не только образовательных функций.
- Проводим SWOT-анализ. На основе выбранных данных ИИ помогает оценить сильные и слабые стороны продукта, а также возможные риски.
- Группируем инсайты. Выделяем основные потребности пользователей и главные функции для будущего продукта.
- Составляем выводы и расписываем гипотезы. ИИ помогает сформулировать гипотезы по улучшению продукта на основе увиденных закономерностей.
Как использовать анализ конкурентов для развития образовательной платформы
Анализ конкурентов позволяет понять, что работает на рынке, где у игроков слабые места и как вы можете выстроить свой продукт так, чтобы он был на шаг впереди.
Каждое наблюдение из исследований должно конвертироваться в решение. Если у конкурентов нет дашбордов для студентов — это шанс вырваться вперед и показать удобство платформы.

К примеру, при анализе вузовских сайтов мы выявили, что университеты не используют подписку на мероприятия. Мы добавили этот функционал и персонализировали рекомендации по курсам и дополнительным занятиям, чтобы студентам было удобнее пользоваться сервисом.
Сильные и интересные идеи можно брать, но нельзя копировать. Возьмите механику и сделайте из нее отдельный функционал, который поможет аудитории сразу просматривать видео на платформе, решать тесты или быстрее вовлекаться в процесс.
Если конкурентный анализ сделан корректно, он даст вам подсказки для развития бренда и продукта:
- Структура станет проще и понятнее. Убираем перегруженность и выстраиваем логичный сценарий.
- Подача будет выглядеть убедительнее. Усиливаем экспертность, формируем ценность курсов и вызываем доверие.
- UX-дизайн станет удобным для пользователей. Убираем барьеры, сокращаем путь к действию и показываем предсказуемость.
- Вовлеченность будет расти за счет обратной связи и мотивационных и игровых механик.
Эффективные платформы — это системы, которые учитывают рынок, но создают свои решения. Они берут лучшее, перерабатывают и предлагают новое. Это и есть цель анализа конкурентов — стать площадкой, которую выбирают.
Мы в Атвинте проводим исследования, структурируем выводы и превращаем их в понятные задачи для дизайна, разработки и продвижения.
0
0
0
Услуги
Читайте также

Дашборд ученика в LMS: как панели помогают держать обучение под контролем
Из чего состоит эффективный дашборд на образовательной платформе.

Какие функции нужны современной образовательной платформе — для учеников, методистов, наставников и кураторов
Ключевые возможности образовательных платформ на примере наших кейсов.

Аналитика внутри образовательной платформы: как собирать статистику и использовать ее в бизнесе
Как повысить эффективность образовательной платформы с помощью данных.