beta

Бизнес, SMM и палаточный лагерь: как школьники проводят лето

Дата
23 августа 2019

В конце июля Кирилл Кизин, наш SMM-специалист, провёл урок в школьном бизнес-лагере в Ленинске-Кузнецком. Какие были ожидания о лагере и как это выглядело на самом деле — в репортаже Кирилла.

Когда меня пригласили выступить, у меня были смешанные мысли. С одной стороны, было неясно, что за лагерь, какой уровень знаний у детей. С другой стороны, это интересный вызов. Передавать знания гораздо сложнее, чем применять их на практике. Тем более такой аудитории. Нужно понятно и на их языке рассказать про рекламные инструменты, показать эффективность и предупредить возможные ошибки в применении на практике.

Плюс это возможность пообщаться с молодыми ребятами, понять, чем они живут. В конце концов, через несколько лет именно их поколение станет трендсеттерами, на них будут ориентироваться производители товаров и услуг.

Что я знал о лагере перед поездкой

Ленинск-Кузнецкий — это небольшой промышленный город в Кемеровской области, его население около 100’000 человек. О жизни в этом городе я знал немного, стал узнавать о лагере, детях, которые там занимаются, их возрасте и уровне знаний.

Оказалось, что бизнес-лагерь проводится пятый год. Организаторы — АНО «Точки роста» и Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. Туда приезжают ученики 7-10 классов из Ленинска-Кузнецкого. Лагерь уже стал популярным, поэтому дети просятся на смену сами. Треть приезжают не первый год. Всего порядка 70 участников.

Дети попадают в лагерь по желанию, но почти как по конкурсу. Лагерь имеет свой имидж, ребята уже просятся на смену. Для нас важно представительство всех школ города. Поэтому есть квоты на каждую школу

Анастасия Малюгина

председатель правления АНО «Точки роста»

Я расспросил организаторов, насколько участники лагеря «в теме», чтобы подготовить подходящий для их уровня доклад. Мне сообщили, что уровень знаний минимальный: они пользуются соцсетями и имеют общие представления о соцcетях и YouTube. Я решил рассказать им про SMM во ВКонтакте и Instagram. Это две наиболее популярные соцсети у ребят их возраста. А значит, тема должна зайти.

В принципе, это все, что я знал про лагерь, когда июльским утром сел в авто моего коллеги Максима Дианова, соорганизатором проекта. Он тоже читал лекцию в экономическом лагере в один день со мной. То, что я увидел в реальности меня удивило, а после общения с ребятами — восхитило.

Мини-государство в экономическом лагере

На территории лагеря дети живут в палаточном городке. Здесь же располагается полевая кухня и шатер со сценой для проведения лекций.

Главный момент, который поразил, — организация процесса. Ребята в рамках экономического лагеря создают и развивают свой бизнес. Причем это максимально реалистичная имитация: на территории лагеря есть своя валюта, банк, налоговая, госструктура. Дети делятся на команды и продумывают бизнес с учетом влияния всех этих факторов. Все как во взрослой бизнес-среде: генерируют идеи продуктов, пишут стратегию, изучают потребителей — жителей лагеря, создают предприятия, рекламируют и продают товары или услуги.

Бизнес, SMM и палаточный лагерь: как школьники проводят лето

Каждый день экономического лагеря посвящен определенному аспекту бизнеса. В день моего выступления ребята учились продвигать свой продукт, разбирались с маркетингом и рекламой.

Бизнес, SMM и палаточный лагерь: как школьники проводят летоМой коллега Максим Дианов читает лекцию о маркетинге

Лекция про SMM и почему МТС рекламирует Нагиева

Мое выступление было последним в этот день, было видно, что аудитория устала от количества информации.

Чтобы расшевелить аудиторию, я сначала поинтересовался у ребят, что они уже знают про SMM. Оказалось, они знали о продвижении в соцсетях довольно много. Поэтому мы договорились, что я не стану слишком упрощать материал, но буду периодически уточнять, все ли понятно.

Бизнес, SMM и палаточный лагерь: как школьники проводят лето

В первой части лекции рассказал, что такое SMM, целевая аудитория, воронка продаж, кто такие адвокаты бренда. После чего мы приступили к разбору специфики работы во ВКонтакте и Instagram.

Когда перешли к обсуждению конкретных соцсетей, дети стали интересоваться: почему есть такие соцсети, как Facebook и Одноклассники, кто ими вообще пользуется. Никто из их друзей не сидит в этих соцсетях, у ребят сложилось ощущение, что ими не пользуется никто.

Этот вопрос помог проиллюстрировать важную мысль: у любого продукта своя ЦА. Предпринимателю не стоит решать, что пользуется популярностью, а что нет, исходя только из собственного мнения. И это касается не только соцсетей. Например, если не нравится обувь Nike и знакомые ее не носят, не значит, что у бренда нет покупателей.

Бизнес, SMM и палаточный лагерь: как школьники проводят лето

Еще из интересных вопросов из зала: «Почему МТС рекламирует не МТС, а Нагиева?»

И действительно, если не углубляться, то ассоциация с МТС — это Дмитрий Нагиев. Мы обсудили, как бренды представляют и продают продукт через известных лиц. Оказалось, ребята не были знакомы с понятиями лица бренда и личного бренда, поэтому в их восприятии причина и следствие поменялись местами.

В конце лекции особое внимание уделил теме таргетированной рекламы: как работает аукцион, примеры рекламы, ретаргетинг. В процессе обсуждения темы узнал у ребят, что их возмущает количество рекламы в соцсетях. А заодно выяснил, что для них открытие — нативная реклама у популярных персон в инстаграме и рекламные посевы.

Бизнес, SMM и палаточный лагерь: как школьники проводят лето

Этот пост я показал как пример нативной интеграции: Тимати упоминает художника и его картину. Здесь нельзя точно сказать: это реклама или Тимати действительно поклонник этого художника. В любом случае одного другого не исключает и упоминание работает как реклама. Простая и легкая.

Бизнес, SMM и палаточный лагерь: как школьники проводят лето

Я постарался донести до ребят, насколько системный подход к продвижению в соцсетях эффективнее разовых рекламных акций. Проблема большинства, кто только начинает бизнес, — ожидание быстрого результата от SMM и особенно таргетированной рекламы. За этим, как правило, следует разочарование в инструменте, если результат на короткой дистанции неудовлетворительный.

Впечатления от поездки

Дети крутые, потому что хотят учиться. Они задавали вопросы, интересовались, как все работает, старались разобраться в том, что пока давалось тяжело.

Главное, чего им сейчас не хватает — практики и системности знаний. У них есть общее представление, как это работает, теперь важно с этими знания практиковаться.

Здорово, если бы уже сейчас в рамках лагеря или другого проекта они бы попали в реальные компании, чтобы увидеть процесс изнутри. Например, мы в Атвинте периодически проводим подобные стажировки для будущих программистов и дизайнеров. Правда, берем тех, кто уже определился со специальностью и учится в вузе.

Стажировки полезны и владельцам бизнеса, предоставляющих практику. Так они смогут вырастить потенциальных сотрудников. Найти готового специалиста сложно, да и не всегда нужно: все равно придется переучивать под специфику своей сферы. Растить и сопровождать специалиста со старших классов школы — выглядит перспективной идеей. Особенно если найти таких ребят как эти: с желанием разбираться, развиваться, работать.