Когда вы заказываете создание сайта или веб-сервиса в агентстве, есть соблазн оставить создание контента напоследок, когда уже будет готов как минимум дизайн, а в идеале весь продукт.
Это выглядит логично: когда будет готов дизайн и вообще весь сайт, будет понятно, сколько и какого контента понадобится. В действительности правильный подход поможет разработать нужный контент сразу. А заодно убережет от проблем при разработке.
Рассказываем, как не затянуть подготовку контента, почему это важно сделать сразу, а также о рисках, сопутствующих разработке веб-продукта без контента.
Почему подрядчик просит контент сразу
На этапе проектирования и дизайна задача специалистов — спроектировать внешний вид будущего сайта или сервиса с учетом расположения всех функциональных элементов вроде кнопок, форм, текстовых блоков, изображений, а также их иерархию.
Еще раз:
На этом этапе дизайнеры закладывают иерархию и взаиморасположения контента с учетом задачи веб-продукта и потребностей пользователей. Без самого контента это сделать проблематично.
Получается, вне зависимости от того, какой сайт вы заказываете, контент понадобится еще до этапа дизайна. Будь то интернет-магазин, веб-сервис, корпоративный или промо-сайт.
Если к этапу проектирования и дизайна контент не готов, на проекте возникают риски:
Дизайнеры спроектируют блоки, под который в итоге контент окажется разработать долго и дорого. Придется «подгонять» контент под дизайн. Придется переделывать дизайн и верстку. В результате проект выйдет дороже. Затянутся сроки согласования. Сайт не будет решать бизнес-задачу.
Пример
На старте работы над сайтом заказчик сказал, что планирует снять видеоролик с фабрики и разместить его на главной странице. Когда сайт был готов, оказалось, что снимать видео слишком дорого. Более, того клиентам компании этот видеоролик был не важен, им хотелось скорее перейти в каталог с товарами. В результате пришлось полностью переделать ранее согласованную главную страницу. Для заказчика это означало повторные затраты на дизайн и разработку.
Проблема: неудобно делать контент заранее
На самом деле нормально, если подготовка контента у заказчика вызывает затруднения. В конце концов, не каждый день вам приходится это делать: заказывать веб продукт и создавать контент.
Из опыта работы мы заметили три сложности, с которыми сталкиваются заказчики при подготовке контента:
Не ясно, какой контент понадобится.Сейчас все сотрудники заняты другими проектами, на контент нет времени. У компании-заказчика нет специалиста, который может это сделать.
Рассмотрим, что делать в каждом из этих случаев.
1. Непонятно, сколько и каких материалов нужно подготовить
Когда вы решили разработать новый корпоративный сайт или веб-сервис, на старте обычно не понятно, сколько и каких материалов понадобится. Отсюда появляется запрос: «Давайте вы сначала сделаете сайт, а мы потом посмотрим, чем его наполнять».
Решение: Провести аналитику
Понять, сколько и какого контента вам понадобится можно гораздо раньше, чем будет разработан сайт полностью. Для этого проводится этап аналитики, после которого становится понятно:
какую информацию нужно дать пользователям, чтобы готовый веб-продукт работал на ваш бизнес;какие разделы нужны на сайте;какой контент понадобится для каждой страницы.
Когда мы делали корпоративный сайт для кемеровского Родильного дома, после этапа аналитики мы «прикинули», какие разделы нужны на сайте, чтобы донести до пользователей преимущества роддома. И для каждого раздела определили необходимый контент.
2. Некогда заниматься подготовкой контента
Информации очень много, чтобы собрать и структурировать, нужно время. А ответственный за это человек планировал сделать работу, когда сайт будет готов. Сейчас просто некогда этим заниматься.
Решение: Ранжировать контент по приоритету
Если вопрос именно во времени ваших сотрудников, то стоит поставить эту работу в приоритет. Ведь от наличия контента напрямую зависит результат, который вы получите.
В ситуации, когда сразу весь контент для сайта предоставить невозможно, мы предлагаем поступать так:
После этапа аналитики составляем список всех материалов и медиа, которые нужны для наполнения сайта.
Определяем, какие страницы и материалы будут уникальные по структуре и типу контента, а какие — шаблонные.
Например, главная страница сайта и раздел о компании — уникальные. Шаблон подходит для страниц услуг, статей в блоге, карточек товаров в интернет-магазине.
Собираем контент сначала для уникальных страниц. А для шаблонных страниц прописываем обязательные блоки и проектируем их иерархию без готовых материалов.
Такой подход мы использовали при создании сайта для студии разработки игр Friday’s Games.
К началу этапа дизайна был готов контент для всех разделов, кроме портфолио. С портфолио было сложнее. Проектов много, непонятно, для какого есть все нужные изображения и описания, а для каких — нужно что-то создавать дополнительно. В этой ситуации мы на стадии проектирования заложили несколько вариантов структуры: для флагманских проектов и для типовых.
По флагманским проектам весь нужный контент оказался «под рукой», поэтому дизайнеры смогли оперативно приступить к работе над этими страницами.
А структуру типовых страниц спроектировали так, чтобы заказчику не пришлось ничего «изобретать» в плане контента: в ней предусмотрено описание игры и изображения из мира игры, которые точно есть у студии.
3. Нет компетенций
Бывает, что в команде заказчика нет человека, который может подготовить текст для сайта или организовать съемку товаров, сотрудников, рабочих помещений.
Кажется, когда сайт будет готов, будет проще оценить масштаб работы. И будет легче найти исполнителей и понятно описать для них задачу. По нашим наблюдениям такие сайты еще очень долго остаются незаполненными после запуска. Ведь на разработку контента понадобится время.
Решение: Сразу передать подготовку контента подрядчику
Если вы в любом случаем планируете привлекать сторонних исполнителей, почему бы это не сделать сразу на старте.
Идеально, если контент будет разрабатывать то же агентство, которое разрабатывает дизайн. Тогда сайт будет выдержан в едином стиле и подчинен единой задаче, которую определили на этапе аналитики.
Например, для Детской областной больницы в Кемерове нужны были фотографии всех врачей. Если просто собрать фотографии сотрудников, они окажутся в разном качестве, стилистике, с разным цветовым балансом. С такими фотографиями сайт будет выглядеть неопрятно. А неопрятность на имиджевом сайте больницы плохо работает на этот имидж и может оттолкнуть пациентов.
Поэтому до старта дизайна мы провели фотосессию сотрудников и сделали фотографии в одном стиле, с одинаковым светом и цветокоррекцией.
От заказчика при заказе контента нужно:
Обсудить тональность материалов и важные моменты, о которых необходимо написать для каждого раздела сайта.Передать информацию о компании, которая уже есть: на старом сайте, в соцсетях, публикациях, рекламных материалах.Организовать со своей стороны сотрудников для съемки: сообщить им о назначенном дне и времени, чтобы они настроились и подготовились.При необходимости дать контакты или организовать встречу с сотрудниками, которые могут подробнее рассказать о работе компании, ее товарах, услугах или направлениях деятельности.
Например, для сайта роддома, о котором упоминали выше, нужно было написать материалы для разделов «Школа материнства» и «Экскурсия в роддом». Информация об этих услугах была только у специалистов, которые занимаются направлениями. Поэтому мы договорились и провели интервью с этими сотрудниками.
В результате эти страницы содержат подробную информацию, которая помогает будущим родителям понять, почему стоит обратиться за этими услугами.
Как подготовить нужный контент: пошаговая инструкция
Суммируем все этапы создания контента:
Проанализировать, какие задачи компании нужно решить через сайт, что хотят пользователи, как эти задачи решают конкуренты. Определить общую структуру сайта: какие разделы нужны, какую функцию выполняет каждый раздел. Описать для каждого раздела, о чем будет рассказано в тексте и какие изображения понадобятся. Определить, какие из разделов уникальные по структуре контента, а какие можно привести к шаблону. Ранжировать уникальные страницы по степени важности. Для шаблонных страниц определить структуру: какая информация точно будет на этой странице. Подготовить контент для уникальных страниц.
Эти этапы подходят для ситуации, когда вы решили полностью самостоятельно подготовить материалы для будущего веб-продукта, либо сами координируете работу копирайтера-фрилансера.
Если отдаете разработку контента в агентство, то ваше участие понадобится только для согласования результатов каждого этапа