Москва
Кемерово

Как в Атвинте разрабатывают веб-продукты, часть 2: дизайн-макеты, frontend, backend, тестирование

сложность:  

Весь процесс разработки мы делим на две большие части: 

I. Этап Аналитики и проектирования. 

II. Этап разработки. 

На первом этапе закладываем базис будущего сайта: определяем, кто и как будет пользоваться, разрабатываем пользовательские сценарии, проектируем архитектуру и логику работы продукта, определяем общую стилистику, готовим контент.

Об этом рассказали в предыдущем материале.

Эта статья посвящена второму этапу: как команда digital-агентства создает работающий сайт или другой продукт на основе аналитики, прототипов, дизайн-концепции и техзадания. 

Работы этого этапа:

Теперь подробнее о каждом шаге.

1. Разработка дизайн-макетов

Результат этого этапа — набор всех страниц сайта или экранов приложения под все необходимые разрешения и устройства, правила использования всех элементов на них. 

Какие специалисты задействованы

Арт-директор, дизайнеры, менеджер и аккаунт проекта.

Дизайнеры разрабатывают макеты главной и всех уникальных страниц сайта или экранов приложения. В работе опираются на аналитику, прототипы, дизайн-концепцию и SEO-рекомендации. 

Арт-директор подбирает на проект дизайнеров с релевантным опытом, контролирует чистоту макетов и единство стилистики. При необходимости направляет дизайнеров к лучшим решениям в интерфейсе.

Что нужно для разработки

SEO-структура сайта, прототипы, дизайн-концепция, текстовый и медиа-контент.

Что делаем на этапе разработки дизайн-макетов

На этапе проектирования мы отвечали на вопрос «Как работает?», на этапе концепции подобрали визуальную идею. Теперь развиваем стилистику для всех страниц сайта, детально продумываем внешний вид элементов и эффекты при взаимодействии пользователя с интерфейсом. 

Для каждого экрана разрабатываем адаптивные макеты, чтобы сайт хорошо выглядел и работал на разных устройствах с разными разрешениями экранов. Сайт будет одинаково удобен и на компьютере или ноутбуке, и на смартфоне. 

Вот так выглядит набор макетов, включая адаптивы, для корпоративного сайта Детской многопрофильной больницы:

А так набор макетов для интернет-магазина обуви:

В проектах со сложными анимациями и визуальными эффектами на этапе разработки дизайн-макетов подключаем frontend-разработчиков, чтобы заранее продумать техническую реализацию. 

Это здорово экономит время и упрощает работу на этапе программирования интерфейса. Разработчик сразу будет в курсе, с чем ему предстоит работать и заранее подберет решения. А дизайнеры найдут баланс между визуальной эффектностью и удобством реализации. 

Финальный шаг этапа — подготовка макетов к верстке и формирование UI-кита.  UI-кит дизайнеры выносят все типы элементов интерфейса и как они реагируют при наведении курсора, нажатии, переключении между страницами. В нем же описаны все типы заголовков и их поведение при изменении верстки. Этот инструмент помогает frontend-разработчикам быстро собрать верстку, избежать разнобоя в элементах и сохранить стилистическое единство всех разделов.

UI-киты для интернет-магазина обуви

Перед передачей в разработку дизайнеры проверяют макеты по чек-листу на ошибки: на всех ли страницах верная сетка, отступы, расположение элементов. 

Инструменты и технологии

Макеты разрабатываем в Figma, для создания иллюстраций, иконок визуальных эффектов используем Photoshop и Illustrator, отдельный софт используем для 3D и моушен-графики.  

2. Программирование: frontend

Результат frontend-разработки — всё, с чем взаимодействует пользователь на сайте или в приложении. Главная цель этапа — сделать сайт удобным для пользователей и эффективным с точки зрения бизнеса. 

Какие специалисты задействованы

Frontend-разработчики и технический директор.

Фронтендеров иногда еще называют Creative Frontend Developer, так как они  являются связующим звеном между дизайном и его техническим воплощением. Они программируют визуальные решения, пользовательские сценарии и функциональность, заложенные дизайнерами.

Что нужно для разработки

Дизайн-макеты, UI-кит или дизайн-система, сценарии и архитектура продукта, описанные в техзадании.

Что делаем на этапе frontend

На этапе фронтенда — воплощаем функциональность и «оживляем» отрисованный дизайнерами интерфейс с помощью кода.  

Frontend — это больше, чем просто верстка макетов. Frontend-разработчики разрабатывают все, что помогает пользователю быстрее и удобнее решать задачи с помощью сайта.

  1. Пишут скрипты, при помощи которых контент динамически подгружается на страницы при первом обращении к сайту. В результате страницы в браузере пользователя загружаются быстрее, а переход между ними выглядит более плавным.
  2. Делают элементы интерактивными, чтобы кнопки, инпуты, формы ввода и другие элементы логично реагировали на действия пользователя и вели к нужным конверсиям. 
  3. Реализует, оптимизирует сложные анимации и визуальные эффекты. 
  4. Пишет API для интеграции с бэкендом или CMS-системой. То есть не просто создает клиентскую часть, но и связывает все действия пользователя с бизнес-логикой веб-продукта.
  5. Пишет юнит-тесты для проверки после разработки каждой функции. Эти тесты нужны для проверки, насколько корректно работает та или иная функциональность. 

Инструменты и технологии

  1. Базовые технологии фронтенд-разработчика — это HTML5, CSS и JavaScript. HTML используется для разметки страницы, CSS — задает стили и внешний вид, а JavaScript — отвечает за интерактив и логику (реакции) элементов на действия пользователей.
  2. Для сложных веб-сервисов и ecommerce-проектов используют фронтенд-фреймворки: Vue.js, React.
  3. Для SEO-оптимизации SPA-приложений* используем фреймворк Nuxt.js.

*SPA или Single Page Application — это одностраничное веб-приложение, которое позволяет быстрее загружать контент в браузер пользователя. При первичном обращении к SPA-приложению загружается разметка и основной контент. А остальная информация при прокрутке или переходах между страницами подгружается динамически без полной перезагрузки всей страницы.

3. Программирование: Backend

Реализуем все процессы, которые происходят на серверной части сайта в ответ на действия пользователя. 

Какие специалисты задействованы

Backend-разработчики, технический директор.

Чаще всего этот этап идет параллельно frontend-разработке, а разработчики бэкенда и фронтенда работают в тесной связке.

Что нужно для разработки 

Техническое задание с подробным описанием всех необходимых алгоритмов, структуры данных, техническими описаниями для интеграции с фронтендом и сторонними сервисами.

Что делаем на этапе backend

Cайт без бэкенда — это не более, чем красивая оболочка. Чтобы сайт функционировал, нужно запрограммировать логику хранения данных и правила обмена информацией между сервером и клиентской частью.

Backend-разработчики программируют внутреннюю логику работы сайта или веб-продукта.

  1. Программируют серверную часть сайта или приложения. 
  2. Проектируют базы данных, в которых хранится вся информация о содержимом  всех страниц сайта. Например, информацию о товарах и категориях на сайте интернет-магазина. 
  3. Настраивают пользовательские роли и управление сайтом в админпанели. 
  4. Для проектов на готовой CMS на этом этапе настраивают админ панель для управления контентом на сайте. 
  5. Разрабатывают API для интеграции со сторонними сервисами: почтой, программами складского и товарного учета вроде 1С, CRM, эквайрингом и т.д. 

Инструменты и технологии

Бэкенд пишем на PHP.

  1. Для корпоративных сайтов и небольших интернет-магазинов используем CMS-системы. В Атвинте это MODx и Битрикс.
  2. В сложных кастомных проектах пользуемся фреймворком Laravel — одним из самых популярных фреймворков. Для сайтов на Laravel легко найти специалистов на поддержку сайта в отличие от других, менее  популярных фреймворков, вроде Ruby on Rails. 
  3. Для баз данных используем MySQL, MariaDB, Redis, PostgreSQL.

4. Тестирование 

Тестирование нужно, чтобы оценить, все ли  работает как надо и исправить до передачи проекта заказчику и релиза для конечных пользователей.

Какие специалисты задействованы

Тестировщики, менеджер проекта, технический директор, арт-директор.

Что делаем на этапе тестирования

Тестирование проводится после каждого этапа разработки сайта: после этапа проектирования тестируем пользовательские сценарии, проверяем по чек-листу сначала макеты, а потом верстку, проводим автотесты и нагрузочные тесты после разработки каждой новой функции. Особенно это актуально для многофункциональных веб-сервисов. 

Основные виды тестирования:

  • Контроль качества фронтенда. Арт-директор и дизайнеры отсматривают соответствие верстки и макетов. На этом шаге проверяем верность сетки, размеров и расположения элементов, правильную отработку ховеров и анимаций, межстрочные расстояния и т.д. 
  • Функциональные автотесты. Тестировщик пишут специальных ботов, которые автоматически проходят по определенным сценариям на сайте и выдают отчет о наличии технических ошибок. Эти сценарии берем из технического задания.

Так тестируем сценарии авторизации, добавления товара в корзину, путь до определенного экрана. Проверяем, верно ли отрабатывают формы, кнопки, верную ли информацию выдает сайт в ответ на запросы пользователей.

  • Юнит-тесты — это автоматические тесты, которые пишутся самими разработчиками в процессе создания сайта. Они проводятся после доработки каждой функции в течении всего проекта. Юнит-тесты позволяют отследить стабильность работы каждого функционального модуля, найти и исправить конфликты между ними.

Например, разработчик написал модуль добавления товара в корзину. И он проверяет, правильно ли отработает модуль при разных сценариях:

1. Если добавили товар в пустую корзину, то на выходе на странице корзины должен отобразиться один товар.

2. Если в корзине уже был товар, то предыдущий должен остаться в корзине, а к нему добавиться новый. 

  • Нагрузочное тестирование нужно, чтобы оценить производительность сайта или сервиса при возрастании нагрузки. Оно позволяет определить, какие мощности нужны для корректной работы сайта, и выявляет «бутылочные горлышки» в производительности веб-продукта.

Инструменты и технологии

  1. Для нагрузочного тестирования — Яндекс.Танк
  2. Для фронтенд-тестирования — Jest
  3. Для тестирования бэкенда — PHPunit

5. Релиз сайта или веб-сервиса

После завершения всех этапов:

  • Переносим сайт на сервера заказчика,
  • Передаем инструкцию по использованию,
  • Проводим обучение пользователей для сложных веб-продуктов вроде сервисов автоматизации производства и ERP-систем проводим обучение. 

Что происходит после релиза 

Чаще всего после релиза работа Атвинты над проектом не заканчивается. Следующий этап — развитие и продвижение проекта. 

Развитие и поддержка

Техподдержка сайта в Атвинте бывает трех видов:

  • Гарантийная поддержка.

Как любой производитель технически сложного продукта мы предоставляем гарантийную техподдержку для каждого разработанного нами сайта. Она распространяется на ситуации, когда в сайте обнаружена ошибка, связанная с нашим кодом. 

  • Абонентское обслуживание. 

По договору абонентского обслуживания следим за работоспособностью проекта: чтобы сайт всегда был доступен и не «упал» из-за внешних причин, например, при хакерской атаке или большом потоке пользователей в период акций или распродаж. 

Такая техподдержка работает как страховка на случай форс-мажора. Особенно это актуально для ecommerce-проектов.

Если сайт не находится на техподдержке, пройдет много часов, пока программисты вникнут в код, найдут и исправят проблему. А в это время клиенты не смогут попасть на сайт за покупками, или вообще получат вредоносную рассылку от вашего имени.
Результат — финансовые и репутационные потери,  или упущенные выгоды.

При абонентском обслуживании команда техподдержки сработает более оперативно и устранит проблему с минимальными последствиями для бизнеса клиента.

  • Развитие проекта. 

Дизайнеры и разработчики Атвинты дорабатывают и качественно улучшают функциональность или интерфейс продукта. Например, когда возникла потребность в новой фиче или нужно изменить дизайн сайта с учетом аналитики поведенческих метрик. Digital-агентство бронирует ежемесячно команду, которая будет заниматься вашим проектом.   

Продвижение

В Атвинте есть собственный отдел продвижения. Команда отдела разрабатывает стратегию продвижения и на ее основе запускает контекстную и таргетированную рекламу, проводит SEO-оптимизацию, готовит статьи для продвижения через корпоративный блог, создают лендинги для проверки гипотез. 

Для отслеживания эффективности рекламы мы подключаем Google Analytics, Яндекс.Метрику, настраиваем цели, устанавливаем пиксели рекламных систем.

Ежемесячно высылаем отчет с результатами за текущий месяц и тактический план работы на следующий месяц.

Читайте также: 

Оцените пост:
47
Не очень
Комментарии:0
×

Читайте также

Читать весь блог
ТЗ и прототипы: два кита разработки

ТЗ и прототипы: два кита разработки

Поговорим подробнее об этих инструментах.

13 июня 2017
Суперсила заказчика: как повлиять на сроки разработки

Суперсила заказчика: как повлиять на сроки разработки

Со сроками веб-разработки вечно какая-то беда: то пообещают быстро и затянут релиз, то говорят какие-то нереальные сроки и включают непонятные работы. Рассказываем, как заказчик влияет на скорость процесса и почему жесткие сроки — это плохо.

10 апреля 2019