Москва
Кемерово

Как онлайн-школе улучшить образовательную платформу: 12 советов от экспертов Атвинты

сложность:  

Даже самая продуманная платформа рано или поздно начинает пробуксовывать. Увеличивается нагрузка, появляются новые роли и сценарии, растет число пользователей — и то, что работало в начале, перестает справляться. Где-то сложно поменять курс, не хватает аналитики или администраторы тратят часы на рутинные задачи, которые давно пора автоматизировать.

Мы собрали двенадцать практичных советов по улучшению образовательной системы на основе нашего опыта. 

Наш опыт разработки в EdTech

Разработка образовательных платформ — одно из наших ключевых направлений. Мы проектируем системы, которые легко справляются с высокой нагрузкой, подстраиваются под бизнес-логику заказчика и обеспечивают положительный пользовательский опыт.

Один из наших крупных кейсов — разработка образовательной платформы для онлайн-школы «СМИТАП», в которой более 20 000 учеников готовятся к ЕГЭ. Площадка построена вокруг гибкой системы занятий с элементами геймификации. Она рассчитана на подростковую аудиторию и работает с высокой нагрузкой — до 8 000 пользователей в день.

Второй наш кейс — создание экосистемы корпоративного обучения для сотрудников. Платформа разработана для ГК «ТехноПроф», которая оказывает образовательные услуги промышленным, строительным и проектным организациям. Внутри сервиса обучают по 240 направлениям. Мы создали, личные кабинеты для разных ролей и полный цикл автоматизации: от подачи заявки до формирования сертификатов.

До нашего подключения оба проекта прошли этапы роста, где решений с готовыми конструкторами и заменами сервисов стало не хватать. Мы участвовали в развитии платформ на всех уровнях и продолжаем их улучшение: аналитика, проектирование, дизайн, создание интерфейсов и сопровождение.

Соединить все инструменты на одной платформе

Одна из самых частых проблем — разрозненные инструменты. Видеоуроки лежат на одном сервисе, тесты проходят на другом, заявки оформляются через почту, а статистику менеджер сводит вручную в таблице. Такой подход замедляет работу и мешает отслеживать реальную картину обучения. Каждый переход между системами — это потенциальный повод для ошибки и потери данных.

Объедините весь образовательный процесс в одном пространстве: курсы, материалы, тесты, домашние задания, сертификаты и статистику. Это упрощает администрирование, ускоряет запуск новых программ и делает обучение прозрачным.

Например, до внедрения собственной платформы компания ГК «ТехноПроф» пользовалась несколькими сервисами для запусков курсов, загрузки видео и обмена документами. Это приводило к долгой ручной работе и просьбам клиентов улучшить структуру. После запуска единой платформы все инструменты находятся в одном окне. Сократилось количество ошибок, исчезли проблемы с документооборотом, а также снизилась нагрузка на методистов.

Онлайн-школе «СМИТАП» требовалась масштабируемость образовательной платформы. С ростом числа курсов и учеников команда поняла, что готовое решение не справляется с задачами и потоком студентов, а также не может поддерживать необходимые функции. Наша команда разработала единую площадку для:

  • запуска вебинаров;
  • выполнения домашних заданий;
  • отслеживания уроков в календаре;
  • создания курсов и добавления материалов;
  • сбора обратной связи;
  • ведения аналитики. 

Обеспечить персонализированный образовательный опыт

Когда ученики получают одинаковый опыт, платформа теряет в вовлеченности. У обучающихся разный темп, уровень знаний и мотивация. Одним нужно больше теории, другие быстрее схватывают на практике, а третьи хотят видеть конкретные результаты и рекомендации. Отсутствие персонализации снижает интерес и усложняет путь к цели.

Постройте обучение по принципу адаптации с элементами геймификации. Платформа подстраивается под поведение, успехи и интересы целевой аудитории. Например, автоматическая настройка сложности или индивидуальный план прохождения программы.

На платформе «СМИТАП» эта логика реализована через систему уровней и дашбордов. У каждого ученика — свой темп, собственный маршрут и набор задач. Наставники видят, где учащийся проседает, а сами студенты получают обратную связь, которая стимулирует идти дальше. Благодаря этому обучение становится персональной историей роста и достижений.

Автоматизировать процессы

Если администраторы вручную обрабатывают заявки, выдают доступы, формируют документы и ведут списки — платформа перестает быть помощником и превращается в источник бесконечной рутины. Каждое действие занимает время и увеличивает вероятность появления ошибок, дублей и путаницы.

Автоматизируйте ключевые процессы: подача заявок, проверка данных, назначение курсов, генерация итоговых документов и контроль сроков. Чем меньше ручного труда — тем стабильнее работа и выше масштабируемость.

Для ГК «ТехноПроф» мы оптимизировали структуру. Контрагенты оформляют заявку, система проверяет данные, исключает дубли и распределяет курсы между сотрудниками. После прохождения обучения формируются сертификаты и протоколы — с подгрузкой нужных данных и шаблонов. 

Для онлайн-школы «СМИТАП» мы внедрили автоматическую проверку тестов, распределение учеников по группам с учетом часовых поясов и формирование отчетов. 

Разработать удобные кабинеты для всех ролей

Платформа становится реально работающим инструментом, когда каждый участник процесса видит именно то, что ему нужно. Если куратор открывает интерфейс ученика, а администратор — кучу лишних полей, теряется эффективность и удобство.

Создайте отдельные кабинеты под каждую роль: 

  • Студенту нужен доступ к материалам и заданиям, возможность отслеживать дедлайны и получать обратную связь. 
  • Для наставника — проверка домашних заданий, просмотр журнала проверок и взаимодействие с учениками в чате. 
  • Методисту нужен редактор курсов.
  • Администратору — управление пользователями, курсами и аналитикой. 
  • Контрагенты в корпоративных платформах должны видеть только своих сотрудников, аналитику и отчетность.
Личные кабинеты преподавателя и ученика на платформе «СМИТАП»

На площадке «ТехноПроф Академии» мы добавили семь ролей — от суперадмина до слушателя, для каждой группы собрали отдельные сценарии и интерфейсы. Контрагенты могут управлять обучением сотрудников, назначать курсы и отслеживать статус в своем кабинете. Методисты проектируют программы и следят за документами. Такое разделение устраняет хаос, делает систему прозрачной и позволяет каждому заниматься своим делом.

Внедрить гибкий редактор курсов

Если для обновления одного урока нужно писать в техподдержку, система начинает тормозить рост. Методистам нужно быстро собирать новые программы, адаптировать их под задачи и не бояться вносить правки в процессе обучения.

Встройте гибкий редактор курсов. Он должен позволять структурировать контент по темам, модулям и урокам. А также добавлять текст, видео, тесты, документы и даже интерактивные элементы без лишних барьеров. Обязателен предпросмотр, чтобы избежать ошибок до публикации.

Такой редактор мы реализовали на платформе «СМИТАП». Кураторы и преподаватели могут собирать курсы в нужной последовательности, добавлять разные типы заданий, менять формат уроков — и все в пределах одного окна. Это ускоряет запуск новых программ.

Разработка контент-стратегии

Похожий инструмент мы реализовали и в «ТехноПроф Академии». Обучение строится по модульной системе: теория, задания, тренажер и тестирование. Редактор поддерживает разные форматы: тесты, видео, изображения, симуляторы, файлы, таблицы и интерактивные кнопки. 

Подключить аналитику и прогресс-дашборды

Без четкой аналитики невозможно принимать решения, улучшать контент или доказывать эффективность обучения бизнесу. Методистам и администраторам нужны наглядные и легко читаемые данные.

Внедрите прогресс-дашборды и инструменты аналитики. Система показывает ключевые метрики: успеваемость, активность, вовлеченность и завершение курсов. Желательно, чтобы отчеты можно было фильтровать, выгружать и использовать для планирования.

В «СМИТАП» эту задачу решают дашборды для учеников и преподавателей. В интерфейсе у студентов размещен календарь, прогресс по заданиям и визуальные индикаторы. Учителя могут отслеживать статистику по проверке домашних заданий, список отстающих и динамику выполнения. Визуализация позволяет планировать предстоящие задачи, видеть успехи и отслеживать ошибки.

На платформе «ТехноПроф Академия» дашборды выведены для администраторов и контрагентов. Последние видят прогресс своих сотрудников, процент завершения программ и востребованность тем. 

Позаботиться об адаптивности

В онлайн-обучении ученики заходят в личный кабинет с разных устройств: дома за ноутбуком, в дороге — со смартфона или с планшета. Если интерфейс искажается, кнопки уползают, а видео не запускается — мотивация к обучению падает.

«СМИТАП» изначально проектировалась как многоплатформенная система. Ученики смотрят уроки и сдают задания с любого устройства. Личный кабинет, календарь, прогресс и чаты адаптированы под любой экран. 

Создать интуитивно понятный интерфейс

Если пользователь не может сразу понять, где его курс, как перейти к уроку или где сдать задание — он не будет начинать обучение. Любая непонятная кнопка снижает доверие и создает ощущение, что обучение — это сложно.

Обеспечьте высокий уровень юзабилити и добавьте онбординг по основным функциям. Путь пользователя должен быть логичным и коротким. Навигация, фильтры, поиск и кнопки действий — все должно работать так, как от них ожидают. 

В «ТехноПроф Академии» мы переработали изначальные макеты заказчика, чтобы избавиться от перегрузки: разделили блоки, упростили визуал и убрали избыточные поля. В результате интерфейс стал простым даже для тех, кто редко работает с цифровыми инструментами. 

При внедрении геймификации на платформе «СМИТАП» мы добавили онбординг, чтобы студенты могли познакомиться с системой прогресса и ачивок. 

Добавить инструменты продаж 

Внутри системы должны быть встроенные инструменты продаж, чтобы снять нагрузку на менеджеров. Калькуляторы для расчета пакетов и стоимости, автоматизация подписок и продлений, генерация отчетов для финансового отдела и маркетинга. Эти функции экономят десятки часов и позволяют привлекать новых пользователей.

В «СМИТАП» мы внедрили калькулятор пакетов продления. Ранее менеджеры вручную рассчитывали десятки комбинаций. Теперь достаточно задать параметры — и платформа сама предложит варианты, которые можно подкорректировать. Плюс добавили автоматическую фильтрацию заказов и выгрузку отчетов — это ускорило аналитику и упростило планирование. Подобные механизмы легко адаптировать под любую модель — подписки, сертификации или курсы с оплатой в рассрочку.

Внедрить внутреннюю базу знаний и шаблоны

Пользователям нужны инструкции, документы, шаблоны и справочные материалы. Если все это разбросано по папкам, мессенджерам и почтам — любой поиск превращается в квест. Создайте централизованную базу знаний внутри платформы. Для учебных и корпоративных систем такой подход сэкономит время и снизит нагрузку на техподдержку.

В «ТехноПроф Академии» мы реализовали полноценную базу знаний с нормативными документами, шаблонами и протоколами. Также внедрили чек-листы, которые помогают сотрудникам не пропустить важные этапы подготовки и прохождения обучения. 

На платформе «СМИТАП» также есть раздел для добавления полезных материалов, учебников и методичек. Преподаватель может быстро найти документ через строку поиска и прикрепить его к уроку или заданию.

Получить фидбэк, чтобы масштабироваться

Даже самая продуманная платформа устаревает, если не развивается — то, что работало год назад, сегодня может казаться неудобным. Площадки, которые игнорируют обратную связь от пользователей, быстро теряют актуальность.

Реализуйте постоянное развитие площадки за счет коммуникации с пользователями. Собирайте фидбэк после уроков, запускайте опросы и анализируйте метрики. Тестируйте новые функции и дорабатывайте их на основе опыта ваших клиентов.

После первых релизов платформ «СМИТАП» и «ТехноПроф Академия» наша команда внедрила уже десятки улучшений, которые дополняют процесс обучения и снимают нагрузку с кураторов, методистов и преподавателей. Все изменения были сделаны на основе запросов и идей пользователей. 

В «СМИТАП» ученики участвуют в опросах, делятся мнением о новых инструментах и оценивают удобство площадки. Отзывы повышают узнаваемость бренда и помогают выстроить положительную репутацию.

Для «ТехноПроф Академии мы ведем бэклог с новыми возможностями — например, реализация цифровой подписи и внутренних чатов, а также внедрение интеграций. 

Подведем итоги

Развитие образовательной платформы помогает улучшить эффективность обучения, привлечь новых студентов и масштабировать бизнес. Наши советы работают в связке, помогая компаниям формировать положительный пользовательский опыт.

Не относитесь к платформе как к готовому продукту. Это система, которую нужно постоянно развивать: тестировать гипотезы, прислушиваться к аудитории, запускать обновления и масштабировать функционал. Чем быстрее вы это делаете, тем конкурентнее становитесь на рынке.

Проще и быстрее это реализуется с технологическим партнером. Наша команда вовлечена в задачи бизнеса, помогает находить точки роста и переводить идеи в устойчивые решения. Именно по такому принципу мы работаем с проектами в эдтехе. 

Оцените пост:
0
Не очень

Читайте также

Читать весь блог
Платформы для корпоративного обучения

Платформы для корпоративного обучения: зачем они нужны и какие бывают

Для чего нужен корпоративный портал обучения сотрудников и какое решение выбрать.

26 марта 2025
Что такое экспертная сеть

Экспертные сети: зачем бизнесу нужна профессиональная социальная сеть

Рассказываем, как и для каких целей компании внедряют экспертные сети.

21 марта 2025
Как создать свою платформу для обучения

Как создать платформу для онлайн-обучения

Инструкция по созданию образовательной платформы: что добавить, чтобы сделать ее эффективной и привлекательной для пользователей.

14 ноября 2024