Маркетплейс — это бизнес-модель, которая предполагает создание площадки и развитие веб-сервиса в интернете, где встречаются продавец и покупатель. Сам веб-сервис становится местом проведения сделок, а владелец маркетплейса зарабатывает на проценте от этих сделок.
Известные примеры таких интернет-проектов: Авито, AliExpress, Booking, Ozon.
Считается, что онлайн-маркетплейсы — одна из наиболее перспективных для заработка ecommerce-отраслей. Однако две третьих из них закрываются в первый год. Так себе статистика с учетом стоимости разработки и маркетинговых расходов на запуск проекта.
Рассказываем, как избежать ошибок при разработке и продвижении маркетплейса, чтобы проект выжил.
Привлекательность и риски бизнес-модели
Почему стоит смотреть в сторону маркетплейса
Привлекательность заработка на маркетплейсе в том, что большой выбор товаров или услуг от разных поставщиков привлекает больше клиентов, чем отдельные интернет-магазины. А поставщикам удобнее предлагать товары и услуги в маркетплейсе, где уже есть спрос, чем создавать и продвигать свой сайт или интернет-магазин.
Еще один плюс бизнес-модели: в классическом варианте маркетплейс снимает с владельца проблемы с доставкой, общением с покупателем, урегулированием проблем с заказами. Все это ложится на поставщиков, а собственник маркетплейса занимается привлечением пользователей и развитием онлайн-площадки.
Ограничения бизнес-модели
Разработка и запуск маркетплейса требует значительной суммы инвестиций на старте.
Во-первых, разработка веб-сервиса обойдется не меньше, чем в 1 миллион рублей. Во-вторых, придется прилагать маркетинговые усилия сразу в двух направлениях: одновременно привлекать и удерживать как покупателей, так и поставщиков. То есть маркетинговый бюджет нужно закладывать двойной.
Нивелировать риски помогает тщательная аналитика на старте, быстрый запуск онлайн-сервиса, а также привлечение пользователей на ранних этапах.
Минимальная необходимая функциональность для старта
Быстро запуститься позволит разработка минимальной рабочей версии продукта (MVP). А после старта развивать функциональность маркетплейса.
В среднем разработка MVP маркетплейса займет 3-4 месяца. Это время включает весь процесс от этапа аналитики и проектирования до дизайна и непосредственно разработки, если оперативно согласовывать каждый этап.
Для старта необходимо реализовать:
1. Каталог
Составляющие каталога:
карточки товаров или предложений;категории и фильтры;поиск по категориям, видам товаров, цене, поставщику.
В карточках товаров необходимо дополнительно предусмотреть поля для информации о поставщиках: бренд или имя, контактные данные, условия доставки и возврата.
2. Личные кабинеты поставщика и покупателя
Их функциональность:
регистрация и авторизация;управление личными данными;размещение товаров в каталоге — для поставщиков;корзина, история покупок, статусы заказа — для покупателей;
3. Платежный модуль для взаиморасчетов покупателей и поставщиков
Здесь же предусмотреть возможность безопасных покупок, а также защиту платежных данных.
4. Администрирование системы
В административной панели обязательные функции:
Статистика и аналитика по всем поставщикам и покупателям, а также по типам сделок.Модерация объявлений пользователей.Просмотр и модерация всех данных в системе для разрешения спорных ситуаций.
Ошибки при запуске маркетплейса
Сразу разрабатывать продукт целиком
В этой нише довольно сильная конкуренция. И прежде, чем реализовать такой продукт, нужно удостовериться, что идея свести потребителей и тех, кто продает товар или услугу, — действительно актуальна, причем для двух сторон: и для продавцов, и для покупателей.
Как правильно
При разработке сервиса для молодоженов и свадебных организаторов Karavai Party, мы сначала реализовали публичную часть сайта и личный кабинет для организаторов.
Вторым шагом провели рекламную кампанию для привлечения на платформу исполнителей — ведущих, музыкантов, фотографов, оформителей и т.д. Этим мы проверили, насколько удобно и интересно исполнителям размещать информацию о своих услугах. После того, как эта гипотеза была проверена, приступили к разработке к проектированию личного кабинета для молодоженов и функциональность планировщика свадьбы.
Неверно выбрать технологии
Маркетплейс можно реализовать на готовых платформах, а можно выбрать индивидуальную разработку на фреймворке. Первый вариант актуален, если у вас очень небольшой бюджет для запуска или нужно быстро проверить гипотезу.
Ограничение такого выбора в возможности дальнейшего развития: у готовых решений меньше гибкость. Кастомизировать их окажется дороже и хлопотнее, чем разработать веб-сервис на фреймворке с нуля.
Как правильно
Мы разрабатывали сервис Buzz.im, платформу для покупки продажи рекламы в Telegram-каналах.
Еще до обращения к нам владельцы сервиса реализовали его на шаблонной платформе и проверили, есть ли спрос. После чего уже вложились в кастомизированную разработку.
Для теста хотели обойтись минимальными вложениями, поэтому взяли простой темплейт с TemplateMonster. Когда идея была проверена, интерес к рекламе увеличивался, мы решили вложиться в разработку интерфейса
Олеся Акименко, руководитель проекта Buzz.im
Придумывать новые фичи в процессе разработки
В процессе разработки вы можете увлечься и придумывать все новые и новые функции, которых не было в контурах проекта. Каждая из них будет казаться очень важной для того, чтобы обогнать конкурентов.
Однако в этом случае есть шанс так и не запуститься. Или все деньги уйдут на разработку, а на привлечение пользователей денег уже не останется.
Рекомендуем на старте расставить приоритеты, сделать упор на создание и запуск MVP. А остальные фичи дорабатывать после запуска маркетплейса, когда уже появятся первые пользователи.
Анти-пример
Разрабатывали сервис продажи деталей для автомобилей. В процессе один из руководителей постоянно «подсматривал» у конкурентов новые функции и способы реализации и просил их внедрить.
В итоге контуры проекта разрастались вместе со сроками. Разработка вместо нескольких месяцев заняла больше года. За это время появились новые конкуренты, а прежние успели занять существенную долю рынка.
Как итог — цена привлечения пользователей теперь настолько высока, что развитие проекта под вопросом.
Забить на дизайн
Успех маркетплейса напрямую зависит от того, насколько легко пользователю разместить или найти товар, добавить в корзину, связаться с поставщиком, оплатить. И все эти моменты решаются за счет проектирования и дизайна.
Неудобный интерфейс снижает конверсию в покупку, повышает процент незавершенных заказов, приводит к оттоку покупателей и поставщиков.
Удобный и функциональный дизайн интерфейса — одна из составляющих успеха маркетплейса. Он помогает привести пользователя к целевому действию и превратить посетителя в постоянного пользователя.
Если вам нужен продуманный UI/UX для маркетплейса, заказывайте услугу «Дизайн сложных интерфейсов».
Как правильно
Взгляд на процесс покупки рекламы глазами пользователей позволил разработать максимально удобную витрину и личные кабинеты рекламодателя и владельца канала.
Подробно о роли интерфейса мы рассказывали в статье о редизайне сервиса Buzz.im: «Пользователям понравится: обновить интерфейс и сохранить популярность сервиса»
Вложить все в разработку, не подумав про маркетинг
К сожалению, 85% стартапов прекращают свою деятельность. Ведь мало сделать продукт, необходимо заранее спланировать и заложить бюджет на привлечение пользователей. А в случае маркетплейса — это как минимум два отдельных направления продвижения: для продавцов и для покупателей.
Анти-пример
Так через год после запуска сервис для молодоженов Karavai Party ушел с рынка, т.к. владельцы не заложили достаточный бюджет для привлечения самих молодоженов. Организаторов и исполнителей на площадке было достаточно, но спрос создать не удалось.
Главные компоненты успеха маркетплейса
Запуск собственного маркетплейса имеет как плюсы в долгосрочной перспективе, так и риски при запуске.
Снизить риски на старте помогут три компонента:
- протестировать спрос на простых инструментах с минимумом вложений;
- привлечь опытную команду проектировщиков и разработчиков;
- продумать маркетинговую стратегию, чтобы сначала привести достаточно поставщиков, а после привлечь покупателей.
Рекомендуем не экономить ни на одном из этих пунктов, ведь именно от них зависит, окупятся в итоге инвестиции в проект, или ваш маркетплейс пополнит статистику.
Команда Атвинты готова помочь в разработке мобильного приложения или веб-сервиса для IT-стартапа.
Мы проанализируем рынок и пользователей, спроектируем, реализуем и тщательно протестируем продукт перед выпуском на рынок. А после — продумаем рекламную стратегию и приведем клиентов.