Игра «Я — начинающий инвестор»

Экспертизы
Симулятор инвестиционного рынка для взрослых и детей
UX/UI design
Analytics
Digital design
Frontend-разработка

Задача

Нам предстояло разработать игру для регионального портала финансовой грамотности. По запросу заказчика, в игре нужно было воссоздать процесс инвестирования с покупкой акций, облигаций, открытием вкладов и использованием других финансовых инструментов.

Цель игры — дать базовые знания об инвестировании и предоставить пользователю инструмент для практики.

Платформа, на которой размещена игра, заточена под обучение финансовой грамотности, поэтому мы должны были не только сделать «тренажер», но и заполнить пробелы в знаниях игрока. Для этого нужно было внедрить в игровой процесс полезные материалы с сайта и обучающие элементы.
Фронт работ по проекту:
Разработка геймплея
01
Создание сценариев
02
Создание детской и взрослой версий игры
05
Внедрение обучающих элементов
04
Разработка интерфейса
03

Геймплей

Чтобы игроки попробовали себя в инвестировании, мы превратили игровой процесс в операции с финансовыми инструментами. В игре можно покупать и продавать акции, открывать вклады, приобретать металлы и т.д.
В жизни результат вложений инвестор видит спустя время, поэтому мы решили, что игре нужны раунды. Для наглядности за один один раунд в игре проходит год, так как большинство инструментов проще отслеживать в разрезе этого периода.

По итогам раунда мы отображаем изменения в инвестиционном портфеле — так игрок может отследить эффективность своих действий и скорректировать дальнейшую стратегию.

Совершая операции на виртуальном рынке, игрок знакомится с логикой работы финансовых инструментов и учится выстраивать инвестиционные стратегии.
Схема геймплея
Во время раунда пользователь совершает операции
01
Раунд заканчивается
02
Наступает следующий раунд, и игрок видит как изменился его портфель благодаря предыдущим вложениям
03
В новом раунде игрок продолжает распоряжаться своим капиталом
04
Цикл повторяется 12 раз
05

Условия победы

С помощью такого подхода мы одновременно закладываем основы инвестирования в игровой процесс и стимулируем игрока внимательно подходить к операциям на рынке.
Чтобы вызвать дополнительный интерес игрока, у игры должна быть цель. Условия победы — это вызов и мотивация более вдумчиво подойти к геймплею, что особенно актуально для обучающей игры.
Мы связали победу с инвестиционной целью — базовым термином в теме инвестиций и обязательным атрибутом грамотной стратегии. Чтобы победить, игрок должен достичь несколько бытовых и понятных каждому задач: покупка ноутбука, машины и недвижимости за счет вложений и накоплений.

Главный герой и вселенная игры

Перед нами стоял выбор — сделать главным героем самого игрока или внедрить персонажа, которым он будет управлять. В первом случае мы оставляем игрока в обычной реальности, а во втором — получаем возможность переместить сюжет в другой мир.

Мы остановились на втором варианте и сделали главным героем Финграмчика — маскота платформы, на которой размещена игра.
Читайте кейс о разработке сайта с 3D-моделями: сайт «Раймет»‎
Финграмчик — это оригами-динозавр, который является символом богатства и благополучия. На региональном портале финансовой грамотности он и другие фигурки оригами сопровождают пользователя по сайту.

Так, игрок помогает накопить Финграмчику на пещеру и другие блага, а сам персонаж ходит на самую обычную работу и сталкивается с житейскими ситуациями. Например, поломка машины или выигрыш в лотерее.

Использование выдуманного персонажа и антропоморфизма — переноса человеческих качеств на животное — дает ряд преимуществ.
Плюсы антропоморфизма
На упрощенных примерах игрокам легче разобраться с инвестициями
05
К моменту старта игры пользователи уже знакомы с Финграмчиком, что обеспечивает более комфортное введение в игровой процесс
04
Негативные кейсы происходят не с игроком, а с Финграмчиком, что снижает градус эмоций от неудачных событий
01
Фантазийная реальность развлекает игрока больше, чем сюжет из обычного мира
02
Забавные аналогии с жизнью человека вызывают улыбку и делают игровой опыт более живым и позитивным
03

Дизайн-концепция

При разработке дизайн-концепции было важно сохранить стилистику платформы, на которой размещается игра, и по максимуму использовать элементы действующей дизайн-системы.

Для сохранения преемственности мы использовали устоявшуюся стилистику визуальных образов, которая включает элементы из бумаги, линейные иллюстрации, а также акцентные зеленый и фиолетовый цвета.
С этого черновика началась работа над проектом
Прототип
Иллюстрации
Итоговая визуализация игры

Интерфейс

Так как геймплей основан на покупке и продаже инвестиционных инструментов, основную часть интерфейса мы представили в формате маркета, где можно совершить эти операции.

Мы реализовали моментальный доступ к финансовым инструментам, разместив каталог инвестиционных продуктов сразу после старта игры. Так пользователь с первых секунд погружается в игровой процесс и не тратит большое количество времени на изучение логики интерфейса и геймплея.
Дизайнер
Чтобы сделать карточки инструментов легкими для считывания, мы придали им вид цветных конвертов с кнопкой по центру. Выбор этого образа обоснован тем, что именно в конвертах мы получаем важную корреспонденцию, документы, открытки.
Юлия Скураторва

Карточки инструментов

Переходя в категории инструментов, игрок видит карточки инвестиционных продуктов. На них мы отразили все необходимые параметры для покупки и продажи, которые могут меняться в течении игры: стоимость пая или ценной бумаги, динамику изменения цены относительно предыдущих раундов, количество и т.д.
Цветные иконки помогают быстрее считывать информацию за счет визуального взаимодействия с игроком, а подсказки — принять решение о покупке инструмента.

Сайдбар

Поскольку многие люди занимаются учетом расходов и ведут трекер привычек в ежедневниках, для сайдбара было принято решение взять за основу образ вертикального блокнота.
Для контроля инвестиционного портфеля мы добавили сайдбар со статистикой. Он всегда находится на экране и позволяет непрерывно отслеживать динамику вложений и общую картину по инвестициям.
Ачивки
Здесь же доступен прогресс достижения финансовых целей — по мере заполнения строки игрок понимает, насколько он близок к финалу.
Чтобы подбодрить игрока, мы добавили блок с «достижениями», которые вовлекают в геймплей и стимулируют проходить игру успешно.

Таймер

Игра ограничена 12 раундами по несколько минут. Для отслеживания времени мы добавили на экран панель с таймером, где можно увидеть число раундов и оставшееся время для покупки и продажи инструментов. В любое время игрок может перейти к следующему раунду, не дожидаясь окончания таймера.
Игровой процесс считывается интуитивно, но для еще более легкого взаимодействия мы добавили подсказки по прохождению игры. Например, Финграмчик может напомнить о покупке автомобиля или предостеречь, что с высокорискованными акциями нужно быть осторожным.

Подсказки от Финграмчика

Портфель

Для удобства игрока на вкладке «Профиль» показаны диаграммы с соотношением инвестиционных инструментов, где можно проверить соответствие рекомендованной стратегии.
Когда игрок совершает покупку ценных бумаг или открытие вклада, активы отправляются в инвестиционный портфель. В нем можно отслеживать динамику изменения вложенных средств и распоряжаться активами на счетах.

Сценарий

Мы хотели сделать игру максимально реалистичной, чтобы после нее начинающие инвесторы были готовы к настоящему рынку. Для этого команда разработала динамичные сценарии, которые учитывают реальное поведение финансовых инструментов и ситуации, возникающие на рынке.
Project manager
Акции в нашей игре имеют как положительную, так и отрицательную динамику, на которую влияют в том числе новости мира и экономики. Вклады в ненадежные финансовые организации обернутся разорением, а ПИФы с высокой доходностью связаны с экстремальным риском.
Юлия Лысова
Предварительно сценарии мы прописали в таблице, где указали все необходимые условия и динамику инструмента в каждом раунде.
В игре реализованы сценарии для самых распространенных инвестиционных инструментов:
Вклады
01
Акции
02
Инвестиционное и накопительное страхование жизни
03
Облигации
04
Обезличенный металлический счет
05
В каждом из подвидов — широкий ассортимент продуктов с разными условиями и динамикой. Например, игрок может открыть вклад с высоким риском и высокой доходностью, или более надежный, но менее доходный вклад.

Разнообразная линейка финансовых инструментов дает игроку широкий выбор для тестирования стратегий.

Модули

По запросу заказчика мы разработали 2 модуля игры: детский и взрослый. Они отличаются инструментами и подачей материала, которая адаптирована под специфику аудиторий.
Выбор версии
Начать
Взрослая
Детская

Достоверность

Во время разработки нас консультировали эксперты финансового рынка. Помощь специалистов позволила корректно реализовать идеи команды и заказчика и сделать игровой процесс грамотным с точки зрения законов экономики и актуальной практики инвестирования.

Мы учли все нюансы инвестиционной практики — вплоть до открытия ИИС и получения вычета по нему. Реалистичные условия готовят начинающего инвестора к настоящим вложениям и риску.
Читайте о разработке образовательной платформы SMITUP

Кейсы

Чтобы сделать игру более динамичной, мы добавили кейсы — события, которые влияют на ход игры и бюджет Финграмчика. Они обращают внимание на то, как подвижность рынка и жизненные ситуации могут изменить инвестиционный портфель и расходы.
Виды кейсов
Обязательные
Происходят согласно сценарию. Например, новости экономики, реклама, случайная удача или невезение.

Положительные новости в отрасли могут подтолкнуть игрока купить акции определенной компании, а реклама — обратить внимание на предложение по страхованию или поучаствовать в лотерее.
С условием
Происходят при запуске цепочки событий. Например, если Финграмчик даст в долг, то через пару раундов друг вернет ему сумму с процентом. А если динозавр откажется вовремя проверить барахлящий автомобиль, то через пару раундов придется заплатить за его ремонт.
Случайные
Жизненные ситуации, которые происходят рандомно. Финграмчика могут затопить соседи, и тогда ему потребуется сделать ремонт. А если повезет, то он получит наследство от дяди.

Обучающие элементы

Чтобы во время игры можно было не только практиковаться, но и заполнять пробелы в знаниях, мы добавили ряд обучающих элементов.
Подсказки
На карточках инструментов находятся подсказки, которые помогают выбрать наиболее удачное решение для своего портфеля. Также в процессе игры мы ссылаемся на полезные статьи и видео с платформы.
Викторины
Во время игры мы предлагаем пройти викторину по финансовой грамотности, чтобы дополнительно проверить свои знания. Прохождение не обязательно, но чтобы мотивировать игрока, мы даем дополнительные баллы за правильные ответы.
Тест на риск-профиль
Чтобы помочь построить грамотную стратегию, на старте мы предлагаем пройти тест на риск-профиль. После этого игрок получает рекомендует структуру инвестиционного портфеля, которая подходит именно ему. Структура всегда находится под рукой на игровой панели.
В финале игрок получает ссылки на полезные материалы по темам, которые ему стоит изучить. Они формируются на основе принятых решений и ошибок во время игры.
Рекомендации

Итоги проекта

Игра «Я — начинающий инвестор» стала полезным инструментом для пользователей Цифровой платформы финансовой грамотности населения Кузбасса. Разработка соответствует общей концепции сайта и помогает горожанам в игровой форме освоить базовые знания об инвестировании.

Мы отказались от масштабных упрощений, чтобы продукт мог принести максимальную пользу и качественную практику. Нам хотелось, чтобы при выходе на рынок ожидания пользователя, сформированные на основе игрового опыта, совпали с реальностью.
Project manager
Мы спроектировали игру так, чтобы она была реалистичной, но при этом игрок легко воспринимал сложную тему и получал позитивные эмоции от геймплея.
Юлия Лысова
Благодаря проработке сценариев и сотрудничеству с экспертами мы отразили все, с чем предстоит столкнуться начинающему инвестору: риск, динамичность рынка и спорные ситуации, в которых нужно принять правильное решение.

Кейсы и новости делают игру живой и динамичной, добавляя игроку больше интересных вызовов. А Финграмчик и ситуации, в которые он попадает, вызывают сопереживание и желание достичь всех финансовых целей персонажа.
Понравился кейс? Сделаем проект и для вас
Результаты
Разработали вовлекающий геймплей
Добавили мотивационные элементы для прохождения игры
Внедрили обучающие элементы
Обеспечили реалистичность игры за счет проработки сценариев и кейсов
Внедрили пул разнообразных инвестиционных инструментов
Разработали интерфейс с учетом имеющейся дизайн-системы сайта
Придали игре эмоций с помощью фантазийной вселенной