SEO кейс: как снять с сайта фильтр Яндекса и утроить посещаемость

Клиент: фабрика мебели на заказ. Сайт с каталогом продукции.

Пришел клиент, недовольный посещаемостью с поиска. Хотел разовые работы по SEO-оптимизации.

Начали изучать ситуацию с поисковым трафиком в Метрике. Сразу бросилось в глаза, что с Яндекса 99% посетителей приходит по брендовым запросам. Брендовые, или витальные запросы – это запросы, в которые входит название компании, по ним сайт по умолчанию в топ-1. А вот страницы товаров и категорий трафик из Яндекса почти не собирали. По запросам «купить диван», «мебель на заказ» и подобным коммерческим запросам сайта не было даже в топ-50.

Проверка сайта на фильтры Яндекса

Предположили, что сайт получил штрафную санкцию от Яндекса (фильтр). Поисковые системы наказывают некачественные сайты – понижают позиции по запросам или выкидывают из поиска. Раньше наличие санкций можно было определить только по косвенным признакам. С 2015 года информацию о фильтрах показывает Яндекс Вебмастер в разделе «Нарушения». Правда не обо всех, поэтому перепроверять все равно надо.

Зашли в Вебмастер – действительно, фильтр. 

Как вывести сайт из-под фильтра?

Недостаточно просто избавиться от переспама на сайте, нужно так же провести и внутреннюю оптимизацию – улучшить все, что возможно. После устранения нарушений нажать кнопку в Вебмастере «Я исправил». Если поисковик решит, что переспам действительно исчез, позиции восстановятся. Кнопку можно нажать только раз в 30 дней. То есть малейшая ошибка может затянуть процесс выхода из-под фильтра еще как минимум на месяц.

Поэтому мы делали плановые работы по оптимизации, параллельно анализируя причины фильтра. Санкции Яндекса описаны здесь. Ориентируясь на симптомы, мы выделили 3 возможных причины фильтра:

  • Переспам 
  • Переоптимизация 
  • Неоригинальный, бесполезный контент

Выяснили у заказчика, использовал ли он спамные методы продвижения: сам или с помощью подрядчиков. Ответил, что раньше сайт вообще не продвигался. Тем не менее, мы все проверили самостоятельно: по опыту знаем, что клиенты часто умалчивают о предыдущей истории продвижения сайта. Они боятся, что мы будем перекладывать ответственность на прошлых подрядчиков. Дескать, это они вам сайт испортили, а не мы.

Бывает, что клиент и не подозревает о том, что его сайт продвигался черными методами.

Например, доверял его наполнение и поддержку администратору, а тот сделал страницу обмена ссылками для раскрутки. Или добавил вредоносный код, устанавливая плагин. Или программист возомнил себя специалистом по продвижению и разместил скрытый текст с ключевиками на странице. По незнанию в SEO можно наделать самому себе много неприятностей.

Анализ контента на спам

Начали проверять контент. Самые рапространенные методы черного SEO – это переспам в текстах, когда статью перегружают ключевыми запросами, либо размещают скрытый текст для роботов. Скрытого контента мы не обнаружили.

Перешли к проверке текстов на страницах категорий и товарных описаний. Клиент заказывал их написание у копирайтера и был уверен, что статьи уникальные, а значит качественные. Это одна из частых ошибок – считать, что уникальный текст и качественный это одно и то же. Показатель уникальности текста существует только для поисковых роботов, людям он ни к чему. Тексты копирайтеров по 100 рублей за 1000 символов, на 100% уникальны при проверке разными сервисами. Но они неинформативны и не несут никакой пользы читающему.

Раньше переспамленные тексты работали, и с их помощью можно было продвигать сайты.  Современные поисковые системы рассматривают не только уникальность и наличие ключевых запросов, они оценивают, как на текст реагируют пользователи. Грубо говоря, если текст не читают, поисковик считает его бесполезным.  

С совершенствованием поисковых систем требования к контенту повышаются. Меняется «порог спамности». Это термин, которым оперируют плохие SEO-копирайтеры. Означает этот порог – сколько максимум ключевиков можно впихнуть в статью, чтоб не забанили. Если писать текст естественным языком, не переживая о вхождениях запросов по ТЗ, понимая, зачем он нужен на странице, для пользователей, а не для роботов – поисковые системы это оценят. Если текст будут читать, ни о каких «порогах спамности» можно не думать.

На сайте мы имели дело с классическим дешевым SEO-копирайтингом. Страница с мягкой мебелью на заказ сообщала читателю о том, что «в ее объятиях мы расслабляемся после рабочего дня, беззаботно мечтаем, размышляем о времени или же просто наслаждаемся ее видом в своем любимом интерьере». И далее в том же духе. Это явно не то, что помогает посетителю выбрать мягкую мебель. Он и без текста знает, что на диване можно спать, иначе не хотел бы его купить.

Бинго!

При более подробном анализе мы нашли на сайте еще и скрытый из меню раздел со статьями. Статьи представляли собой огромные SEO-портянки о мебели, перенасыщенные ключевиками. Тоже одна из частых ошибок – вести блог для поисковиков, а не для читателей. Схема проста – берется набор запросов и под них пишутся статьи, неважно какого качества и о чем. Их задача только привлечь человека из поисковой системы по запросу. Однако со спамными статьями это не работает. Проверили по Метрике – за всю историю сайта этот раздел приносил жалкие крупицы трафика. 

Итак, болевые точки найдены – мешает продвижению именно низкокачественный контент. Решили удалить скрытый раздел со статьями, а остальные тексты на сайте переписать. Однако клиент запротестовал, тексты в категориях товаров ему нравились. Договорились о компромиссе: не переписывать целиком, а убрать лишние вхождения ключевиков, таким образом снизить заспамленность. Скрытый раздел однозначно удаляем. 

Что сделали

Работы по снятию фильтра

  • Анализ входящего трафика
  • Проверка на скрытый контент
  • Проверка на вирусы
  • Рерайт спамных текстов
  • Удаление раздела с SEO-статьями

Работы по внутренней оптимизации

  • SEO аудит, выявление проблем
  • Чистка дублей страниц
  • Заполнение метатегов
  • Оптимизация контента - заголовки, изображения, тексты
  • Настройка robots.txt
  • Настройка sitemap.xml
  • Оптимизация HTML кода

После выполнения всех работ нажали кнопку «Я исправил» в интерфейсе Вебмастера и стали ждать результатов.

В итоге:

Через месяц санкции сняли, и трафик с Яндекса по небрендовым фразам вырос. С 10 посетителей в неделю до 60. Рост трафика связан не только со снятием санкций, но и с работами по внутренней оптимизации.

Показов в поиске тоже стало больше. Это говорит о том, что поисковая система считает сайт качественным.

База для SEO построена. Теперь нужно продвигаться дальше, и дожимать запросы до топ-10.

Выводы:

  • некачественные тексты и манипуляции с контентом могут загнать под фильтр
  • требования поисковых систем к качеству контента постоянно повышаются
  • нужно мониторить состояние сайта через инструменты поисковиков: Яндекс Вебмастер и Google Search Console

{{ article.pagetitle }}