Частое заблуждение владельца коммерческого сайта – считать, что все хорошо и специально продвигать сайт не нужно. Посетители с поиска есть, заходят, кликают, иногда даже что-то заказывают или звонят. Гордое заявление «Нас итак в интернете находят!» приходилось слышать любому продвиженцу в ответ на предложение своих услуг.
Стоит разобраться, верно ли вы оцениваете поисковую эффективность сайта?
Утвердимся в заблуждении, что SEO вам ни к чему
Элементарный способ узнать, на каком месте ваш сайт в поиске - поискать его самому. Приятно вечерком после тяжелого трудового дня сесть у компьютера, набрать на клавиатуре привычную мантру «ооо вектор пошив брюк» и увидеть свой сайт на первом месте в Яндексе.
И вот здесь-то кроется подвох – поисковая выдача персонализирована. Яндекс показывает вам сайты, на которые вы уже неоднократно заходили. А значит, ваш ресурс будет выпрыгивать в топ персонально для хозяина, как дрессированный щеночек. Это свойство поисковой системы, кстати, отличное подспорье для плохих сеошников. Пока клиент не почистит историю браузера, беспокоиться не о чем, он всегда в топе. А потенциальные покупатели в поиске его могут совсем не видеть.
По каким запросам продвигать сайт?
Даже если бы не существовало персонализации, по запросу «ооо вектор пошив брюк» сайт все равно показывался бы высоко. Запрос брендовый, то есть содержит название самой фирмы, или сайта. Конкуренция по таким запросам низкая. Ну не наберется на топ-10 компаний с одинаковым названием, к тому же в одной сфере деятельности.
Хорошие позиции по подобным запросам не говорят о раскрученности и авторитете сайта. Просто вы сужаете круг поиска до минимума вариантов. Трафик по брендовым запросам – не результат успешного продвижения. О названии вашей фирмы могли узнать из оффлайн источников – от знакомых, из рекламы, с визиток. Это не значит, что сайт занимает достойные позиции в поиске.
Если вы не мировой гигант типа «Кока Колы», суммарная частотность запросов с названием вашей компании будет небольшой. Особенно по сравнению с количеством «товарных» запросов, по которым вы еще не в топе.
Это касается даже известных брендов. Возьмем для примера магазин цифровой и бытовой техники ДНС. Сравним частотность запросов в месяц по Москве (данные из сервиса Яндекс.Вордстат): магазин днс – 9896, купить ноутбук – 61 523.
Соотношение закономерное. В коммерческих тематиках большинство пользователей ищет товарные категории (угловые диваны), конкретные названия товаров (Samsung Galaxy) или услуг (печать визиток в Кемерово). Именно за такие запросы и ведется конкурентная борьба в поиске. Именно по ним отслеживается поисковая видимость сайта и идет основной трафик.
Если клиенты не могут найти в поиске ваши товары и услуги, сайт нельзя считать эффективным с точки зрения поискового продвижения. Получая заказы с сайта, вы не можете быть уверены, что получаете их достаточно, пока не изучите спрос в нише. Может быть, то, что вы считаете хорошей прибылью, всего лишь «крошки со стола» более крупных конкурентов.
В SEO много подводных камней, и в каждой тематике они свои. Без знаний особенностей алгоритмов поисковых систем сложно дать адекватную оценку своему сайту - для этого существует профессиональный SEO аудит.
Способы проверки позиций сайта
Вручную
Ручной способ проверки позиций практикуется, когда необходимо проанализировать несколько главных запросов сайта или раздела, так как на большее количество фраз тратится очень много времени. Например, если вы занимаетесь продвижением крупного интернет-магазина, у вас уйдет не один день на сбор данных, поэтому данный способ вам не подойдет.
Этот метод также не является на 100% точным и используется сеошниками для перепроверки результатов работы онлайн-сервисов для съема позиций.
Чтобы снять позиции сайта вручную, учитывайте несколько важных особенностей поискового ранжирования:
- геозависимость запросов — результаты поисковой выдачи будут различаться по одному и тому же запросу в разных регионах;
- персонализация поисковой выдачи — в поисковых системах формирование результатов происходит на основе интересов пользователя и его предыдущих запросов.
Для того, чтобы получить наиболее достоверные данные о позициях сайта задействуйте следующие приемы:
- включите режим инкогнито в браузере, при котором поисковая система не сохраняет поисковые запросы и историю активности пользователя
- для проверки позиций по каждому региону не забывайте менять настройки в поисковой системе, чтобы получить точные результаты для конкретного города
Яндекс.Вебмастер
В сервисе Яндекса можно просматривать усредненные позиции по собранным запросам. Для этого в Меню слева зайдите в раздел “Поисковые запросы”, затем “Управление группами” и создайте новую группу запросов. Обозначайте группы названием кластера запросов или раздела сайта.
В Яндекс.Вебмастере можно не только проверить позиции сайта в поиске, но и просмотреть информацию по кликам, показам и CTR каждого запроса.
Google Search Console
В инструментах Google Search Console также доступен отчет по средним позициям. Данные о позициях можно увидеть в разделе “Эффективность”. Для этого в верхней панели отчета выберите “Средняя позиция”.
Если вам необходимо узнать позиции по конкретным запросам, страницам сайта, странам или устройствам, Google предоставляет такую возможность. Отфильтруйте результаты отчета по типу поиска, дате и нужному вам параметру.
Онлайн-сервисы
TopVisor
TopVisor — платный сервис для автоматизированного сбора позиций сайта по запросам. Помимо проверки позиций в сервисе доступны такие инструменты, как подбор слов, проверка частотности, кластеризация запросов.
Данные по позициям можно интегрировать в сервисы по формированию отчетов. Также доступен просмотр таблицы с позициями в гостевом доступе.
Чтобы начать сбор позиций по запросам, добавьте новый проект по кнопкам “Мои проекты” - “Добавить проект”.
Затем переходим в Настройки проекта и выбираем поисковые системы и регионы, по которым сервис будет собирать позиции.
После чего заходим в раздел “Поисковые запросы” и добавляем сгруппированные запросы. Запросы можно добавлять, как по одному, так и списком.
Serpstat
Сервис позволяет просматривать бесплатно позиции по 10 ключевым запросам, расширенные данные доступны в платных тарифах.
Для проверки позиций по ключевым фразам, введите адрес сайта с помощью кнопки “Добавить проект” на главной странице сайта, затем в разделе “Суммарный отчет” выберите поисковую систему и регион. После чего сформируется подробный отчет с запросами, позициями и частотностью.
Вывод
Таким образом, для съема позиций вы можете использовать следующие методы:
- ручная проверка позиций
- Яндекс.Вебмастер
- Google Search Console
- автоматические сервисы (TopVisor, Serpstat)
Для проверки позиций сайта по 2-5 запросам в настоящий момент времени, вам пригодится ручной способ. Для еженедельной или ежемесячной статистики по позициям, рекомендуем использовать автоматические сервисы.
Автоматические сервисы удобны и тем, что клиент так же, как и вы, может наблюдать за динамикой позиций своего сайта.