В этой статье мы расскажем, как разрабатывают мобильные приложения, какие сроки устанавливают на каждом этапе и почему нельзя пропускать описанные нами шаги.
Анализ рынка и продукта
Прежде чем переходить к стадии разработки мобильного приложения, нужно проанализировать ситуацию на рынке и оценить востребованность продукта. Этот этап называется аналитика — мы проводим его для всех проектов Атвинты.
Исследования проводят, чтобы понять конкурентную среду, определить целевую аудиторию и ее потребности, а также выявить тенденций и найти уникальные преимущества, которые выделят компанию среди конкурентов.
Аналитика занимает от одной недели до месяца. Срок зависит от количества исследований, например, глубинные интервью и проработка сложной архитектуры займут больше времени, чем только бизнес-аналитика.
Аналитика помогает определить основной функционал MVP и структурировать требования к приложению. Например, мы в Атвинте выясняем:
- каким будет интерфейс;
- какие будут блоки и разделы в проекте приложения;
- какой ключевой функционал реализован в MVP;
- какой будет структура веб-приложения, чтобы аудитории было легко им пользоваться;
- как приложение можно монетизировать.
Для проведения исследований мы используем различные инструменты:
- Устанавливаем цели по системе SMART.
- Составляем карту процессов и типовые сценарии по задачам компании.
- Проводим кастдевы и изучаем пользовательские пути (CJM, UJM и портреты аудитории).
- Готовим бенчмаркинг, чтобы выделить тренды отрасли и составить рекомендации.
- Проводим юзабилити-аудит и анализируем пользовательские требования.
- Соотносим первоначальные требования с полученной информацией и приоритезируем задачи.
К проекту подходим комплексно и помогаем клиенту выстроить стратегию запуска, а также оценить жизнеспособность идеи. На основе полученных данных составляем техническое задание и структуру сервиса — это следующий этап разработки приложения.
Проектирование и дизайн мобильного приложения
Вторым этапом создания мобильного приложения является разработка прототипов, дизайн-концепции и макетов в Figma. Мы учитываем функциональные требования и пользовательские сценарии, чтобы обеспечить удобство и эффективность использования будущего приложения.
За этап проектирования приложения отвечают дизайнеры, которые готовят прототипы сервиса. Это нужно для того, чтобы визуализировать пути пользователя.
Далее реализуем интерфейс и элементы управления. Процесс занимает от одного до трех месяцев. Наши специалисты готовят дизайн-концепцию, которая будет демонстрировать образ будущего приложения. Сюда входит проработка:
- цветовой гаммы;
- шрифтов;
- графических элементов и анимаций;
- стилистики и визуальных решений.
В дизайн-концепции может быть сделана одна или несколько ключевых страниц, чтобы показать особенности интерфейса. Затем мы презентуем нашу идею клиенту и согласовываем ее.
Затем в процессе разработки мобильных приложений переходим к созданию макетов. Основное внимание дизайнер уделяет пользовательскому опыту, руководствам App Store и Play Market и особенностям операционной системы, если мы разрабатываем нативное решение. Например, посетитель использует для управления интерфейсом пальцы. Значит, нужно сделать все интерактивные элементы соответствующего размера, чтобы человек не промахнулся мимо кнопки.
Все повторяющиеся элементы фиксируем в UI kit. Так дизайнеру не придется перерисовывать элементы заново, все они будут храниться в одном месте.
Составление плана разработки мобильного приложения и прототипов
Следующий этап цикла разработки мобильного приложения — создание техзадания, подготовка которого занимает 2-3 недели. Для ТЗ собираем полученную от заказчика информацию и аналитику по проекту, а также расписываем структуру и функции. Документ является инструкцией для команды: разработчики, проджект-менеджеры, QA-специалисты и отдел продвижения.
Также оцениваем объем работ, прописываем стэк технологий, распределяем сроки и задачи между специалистами.
Мобильное приложение имеет свои спецификации и отличается от создания других веб-продуктов. Главной особенностью является выбор подхода разработки. Нативная или кроссплатформенная разработка зависят от срочности запуска, бюджетов компании и обязательных интеграций.
Если нужна разработка MVP — лучше подойдет кроссплатформенный вариант на фреймворках Flutter или React Native для двух ОС (Android и iOS). А если требуется реализация долгосрочного проекта под конкретную платформу — используйте нативный подход.
Разработка и масштабирование мобильного приложения
Готовые макеты передаем разработчикам, которые приступают к процессу создания мобильного приложения: программирование и интеграция внешних сервисов. Также нужно обеспечить стабильность, производительность и безопасность ПО.
Разбиваем работу по реализации проекта на спринты. На каждом этапе разработки приложения для телефона команда программистов сотрудничает с проджект-менеджерами. Они отслеживают выполнение задач, вносят корректировки и гипотезы, контактируют с клиентом. Такой подход позволяет контролировать работу и более гибко вносить изменения.
Если нужно проверить гипотезу востребованности приложения, мы создаем минимально жизнеспособный продукт (MVP) с основным функционалом и прописываем бэклог (хранилище данных).
Возможности приложения утверждаем с клиентом, закладываем варианты масштабирования. Например, для сервиса заказа такси потребуется добавить заявку, а уже потом реализовать определение геолокации и отображение водителя на карте.
В разработке мобильного приложения мы пользуемся следующими языками программирования — Kotlin для Android, Swift и Kotlin для iOS, а также фреймворк Flutter, написанный на языке — Dart. Написание кода в среднем занимает от двух до шести месяцев.
Например, для клиники Энергетик мы использовали нативное решение и реализовали два веб-приложения. Наша разработка получила бронзу на конкурсе Tagline Awards как «Лучшее приложение о медицине».
А на Flutter реализовали диджитал-квест для школьников «Юный турист Кузбасса». Приложение имеет одинаковый интерфейс для Android и iOS.
QA-тестирование и исправление багов
Во время всего процесса разработки мобильного приложения подключаются QA-специалисты. Тестирование помогает найти и исправить ошибки, улучшить производительность и определить, что веб-приложение соответствует всем требованиям.
Данный шаг входит в основные этапы разработки мобильного приложения, потому что:
- на старте QA позволяет найти недочеты в требованиях и подтвердить идею;
- в середине реализации проекта — скорректировать функционал, проверить UX и наличие багов;
- по завершению работ — дать рекомендации по масштабированию веб-приложения и найти неочевидные ошибки.
Этапы тестирования занимают от пары недель и нескольких месяцев — это зависит от сложности приложения. Например, у человека будет не два пути использования функций, а пять, три из которых являются неочевидными. Такая проверка помогает понять, что аудитория сможет применять программу в любой ситуации.
Когда QA-специалист находит баг, он описывает его и отправляет задачу на доработку, а затем переходит к проверке следующих функций. Цель — отладить код, чтобы система не ломалась и все возможности работали слаженно.
Запуск и публикация мобильного приложения
Следующим этапом создания мобильного приложения является его выход на рынок — загрузка продукта в App Store и Google Play, прохождение модерации, настройка сервера и реализация маркетинговой кампании.
Процесс модерации в сторах может занять от пары дней до нескольких недель — в зависимости от требований площадки. Нужно правильно оформить страницу и заполнить необходимые поля.
Внедрение стратегии продвижения помогает с выходом приложения привлечь аудиторию, проанализировать эффективность каналов, найти новые ошибки и внести корректировки в план задач.
Мы используем разнообразные маркетинговые инструменты, такие как ASO (App Store Optimization), рекламные кампании в социальных сетях и на поиске, создание промостраниц, чтобы максимизировать видимость вашего приложения и привлечь как можно больше пользователей.
Процесс продвижения включает в себя анализ ключевых слов, создание привлекательных описаний, графических материалов и объявлений для увеличения числа установок и улучшения позиций в рейтингах. Наши специалисты разрабатывают индивидуальные стратегии для каждого клиента, обеспечивая максимальную эффективность продвижения.
Техническая поддержка и развитие приложения
Проект создания мобильного приложения не заканчивается запуском. Необходимо обеспечить техническую поддержку, а также постоянно обновлять и развивать сервис.
Поддержка включает в себя мониторинг работы приложения, оперативное устранение дефектов, контроль безопасности данных и ответы на комментарии и вопросы пользователей. Развитие предполагает добавление нового функционала, улучшение и адаптацию дизайна под новые версии операционных систем.
В отзывах о мобильном приложении пользователи могут предлагать идеи улучшения интерфейса, предупреждать о багах, задавать вопросы по использованию функций и тому подобное. Специалист должен вникнуть в проблему и корректно ответить человеку, чтобы решить его проблему. Так бренд получит лояльную аудиторию и сможет увеличивать рейтинги в сторах.
Последние этапы разработки мобильного приложения могут продолжаться до бесконечности — пока клиенту важно развивать и масштабировать продукт.
Подведем итоги
Создание мобильного приложения — это многоэтапный процесс, в котором необходимо учесть все шаги, чтобы реализовать качественный и востребованный продукт. В среднем выпуск готового MVP занимает от шести месяцев.
В этой статье мы рассмотрели только основы разработки мобильных приложений. Чтобы понять актуальность идеи и сложность реализации продукта — заполняйте заявку и обращайтесь к нам за подробной консультацией.